Музей для верующих
Христианский Херсонес
Уже с апостольских времен херсонесская земля была освящена пребыванием на ней величайших столпов православия.
Церковное предание, письменные и археологические источники свидетельствуют, что в I в. здесь благовествовал апостол Андрей Первозванный; через несколько десятилетий в Херсонес был сослан и принял мученическую кончину римский папа Климент; в IV в. обрели венцы епископы-миссионеры: Василий, Ефрем, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий, Капитон; в VII в. за противостояние монофилитской ереси в херсонесскую ссылку был отправлен папа Мартин, погребенный после смерти в загородном храме Богородицы Влахернской; в IX в. в городе почти год находился св. равноапостольный Кирилл – будущий создатель славянской письменности; в X в. в херсонесской купели принял крещение князь Владимир Святославич, кардинально изменив вектор развития Руси.
Херсонес прекратил свое существование в конце ХIVв., но слава святого места пережила сам город. В XVI-XVII вв., когда Севастополь еще не был основан, а Херсонес уже давно был оставлен жителями, к его руинам притекали паломники, чтобы помолиться на прославленных святынях.
Святитель Иннокентий (Борисов), возглавлявший в середине XIX в. Херсоно-Таврическую кафедру, осознавал святость древней херсонесской земли и предвидел её духовное возрождение: «Вижу, – писал он, – как святой Владимир паки посещает своим духом тот храм, в коем он приял крещение и веру не для себя токмо, а для всей России, как седмь Святителей и Священномучеников херсонесских, теперь едва ли не забытые, паки в храмах во имя их связуются духом с прежней их паствою и начинают поучать её житием своим, как первосвятители римские Климент и Мартин приходят на место своего заточения и трудов и находят его не в запустении, как теперь, а в лепоте богослужения и чине церковном; как, наконец, имя первозванного ученика и Апостола, который впервые огласил горы наши, а потом и всю Россию именем Христовым, нарекается с честью на храмах наших!».
Сбылось пророчество пастыря. В наши дни вместе с возрожденными святынями возрождается древний паломнический центр Херсонес – Херсон – Корсунь.
Храмы и святыни
Возрождение Херсонесского Свято-Владимирского монастыря
Музей-заповедник «Херсонес Таврический» сейчас располагается в помещениях монастыря, построенного в XIX веке во времена правления Александра II. До 1924 года монастырская усадьба включала в себя настоятельский корпус, старую и новую трапезные, две гостиницы и подсобные помещения.
Ровно век назад здания монастыря были ликвидированы и переданы Херсонесскому музею, а в 2024 году настало время перемен и воссоздания монашеской жизни в Херсонесском мужском монастыре.
Херсонесский Свято-Владимирский монастырь в свое время был призван выполнить миссию по созданию живого памятника эпохальному событию, определившему духовный вектор развития русского народа и государства – крещению в 988 году в Херсонесе-Херсоне-Корсуне князя Владимира. Древность исторических руин осеняла молодую обитель, в полном соответствии с замыслом архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, понимавшего святость земли Тавриды. Благодаря усилиям иерарха Святейший Синод одобрил «восстановление и ознаменование церковными учреждениями древних святых мест на Таврическом полуострове». Одновременно обитель святого Владимира стала преемницей тех монастырей, которые некогда существовали на этом месте – в Херсонесе-Корсуне.
В 2014 году Севастополь вернулся на историческую Родину, а в 2024 году, ровно через 100 лет после закрытия монастыря, было принято историческое решение о возрождении Свято-Владимирской обители и Херсонеса Таврического как духовного центра страны и российского православия.
В честь возрождения монашеской жизни в Херсонесском монастыре 15 февраля 2024 года в Базилике 1935 года, в великий двунадесятый праздник Сретения Господня, по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, глава Крымской митрополии, Высокопреосвященнейший митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, в сослужении крымских архиереев, благочинных и наместников монастырей Симферопольской и Крымской епархии, а также духовенства Симферопольского и Севастопольского благочиний совершил Божественную литургию.