26.01.2023 Александр Невский возвращается в Херсонес. Приобрести билеты на интерактивную экскурсию «Легенда средневековой Руси – Александр Невский» можно только по предварительной записи, позвонив по телефону: +7 918 950-69-16.

Государственный
историко-археологический
музей‑заповедник
The State Museum-Preserve «Tauric Chersonese»

  • Купить билеты
  • Карта
  • ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ

  • Купить билеты
  • Карта
  • История
  • Руководство
  • Отделы
  • Контакты
  • Постоянная экспозиция
  • Выставка
  • Экскурсия
  • Другие события
  • Спланировать визит
  • Билеты и цены
  • Правила посещения
  • Посетителям с ограниченными возможностями
  • Статьи
  • Виртуальные выставки
  • Фото
  • Видео
  • Публикации
  • Школьников
  • Туристов
  • Студентов
  • Исследователей
  • Волонтеров
  • Туроператоров
  • СМИ
  • Верующих
  • Херсонесское городище
  • Музей-заповедник
  • Античная экспозиция
  • Античный театр
  • Базилика 1935 г.
  • Башня Зенона
  • Бронзовая панорама Херсонеса
  • Византийская экспозиция
  • Выставка под открытым небом
  • Звонница Владимирского Собора
  • Крещальня (баптистерий)
  • Монетный двор
  • Памятник Андрею Первозванному
  • Свято-Владимирский кафедральный собор
  • Сцена в Портовом районе городища
  • Туманный (сигнальный) колокол
  • Церковь Семи Херсонеских Священномучеников
Античная экспозиция
Античная экспозиция музея-заповедника отражает историю Херсонеса со времени его основания в V в. до н.э. до распада Римской империи в IV в. н.э. В этот период Херсонес представлял собой типичный греческий полис (город-государство с сельскохозяйственной округой) с демократической формой правления, развитой экономикой и культурой.

В экспозиции представлены памятники, иллюстрирующие основные этапы политического, экономического и культурного развития античного Херсонеса на протяжении его 1000-летней истории.

Экспозиция истории античного Херсонеса, как и прежде, располагается в здании бывшей трапезной Свято-Владимирского монастыря (здание конца XIX века) и занимает 2 зала.
Античный театр
Открыт раскопками 1954 года. Театр возведен во второй половине IV – начале III вв. до н.э. В дальнейшем неоднократно перестраивался.

Центром театра была круглая площадка, которая называлась «орхестра» (рис.) на ней во время спектаклей выступал хор в сопровождении музыкантов. По периметру полукольцом были расположены скамьи «театрона» (рис.), разделенного на секторы лестничными проходами. Скамья одного ряда и часть лестницы сохранились на своих местах внутри позднего храма. Зрители в «театроне» располагались согласно иерархии городского сообщества. Центральный сектор занимали члены совета (буле), в первых рядах сидели магистраты — исполнители государственных должностей в текущем году. Те кто не обладал гражданством (например иностранцы), а также женщины располагались на самых верхних рядах.

На территории античного театра в разные годы были найдены детали архитектурного оформления, фрагменты мраморного кресла. Среди многочисленных находок, сделанных на территории театра: алтари, посвященные богине Немесиде, рельеф с изображением Геракла, фрагмент статуэтки Аполлона, чернолаковый сосуд со сливом в виде львиной головы.
Базилика 1935 г.
Христианский храм базиликального типа. Памятник назван условно по году открытия.

До строительства базилики на её месте существовало здание синагоги, построенное в конце IV в. Этому зданию принадлежат находки плиты с изображением миноры, фрески с надписями на иврите и участок мозаичного пола.

Базилика представляет собой прямоугольное вытянутое здание, разделенное колоннами на три нефа. Длина храма 37 м, ширина – 18,5 м. Апсида храма полукруглая .

Колоннады межу нефами состоят из 6 колонн каждая. Высота колонн – 2,97 м. Крупные капители на колоннах украшены растительным декором и небольшими волютами на углах.

Алтарь храма был выделен алтарной преградой. В центре находится престол, выложенный из керамических плит на известковом растворе. В центральном нефе пол был сделан из мраморных плит. 8 из 20 плит представляли собой античные рельефы, уложенные лицевой стороной вниз. В боковых нефах, а также в притворе (нартексе) пол был мозаичный. В северном нефе был использован «ёлочный» орнамент, в южном – растительно-геометрический. Все композиции по периметру окружены орнаментом в виде побега плюща. Около северной колоннады в базилике находилась купель-крещальня. Был найден мраморный слив и два водостока отводившие воду. Средняя часть храма сообщалась с притвором через три двери. Стены базилики были украшены фресковой росписью.
Башня Зенона
Это самая мощная башня юго-восточного участка обороны, стоявшая на южном фланге портового района. Она получила название башни Зенона, так как предполагают, что к ней относится надпись о восстановлении стен в V в., при византийском императоре Зеноне.

Древнейшая часть башни диаметром около 8 м построена во II веке до н.э., в период войн Херсонеса со скифами. При строительстве в кладке были использованы надгробные памятники с городского некрополя. На некоторых из них сохранилась полихромная роспись IV-III вв. до н.э., в том числе знаменитый "портрет юноши" - украшение античной экспозиции.

Спустя два столетия сильно поврежденную башню усилили дополнительным кольцом кладки из крупных блоков. В V-VI вв., возможно при императоре Зеноне, построено второе кольцо утолщения. От него сохранились нижние ряды облицовки, которые видны в периболе у 19-й куртины.

В IX-X вв. башню перестроили еще раз, и диаметр ее достиг 23 м. Внутри нее в это время устраивается помещение для стражи. Из него можно было попасть по перекидному мостику на площадку над входными воротами в перибол.
Бронзовая панорама Херсонеса
Скульптурная композиция «Панорама Херсонеса» стала настоящей достопримечательностью восточной входной группы, вызывающей неподдельный интерес всех посетителей музея независимо от их возраста.

Историческая реконструкция состоит из двух элементов («Карта Херсонеса» и «История Херсонеса») и представляет собой бронзовые скульптуры, установленные на металлокаркасе, облицованные натуральным камнем (известняком). Для сохранения историко-культурного слоя данные композиции были разработаны максимально облегчёнными и установлены на основании из сборных железобетонных плит на гравийно-песчаной утрамбованной подушке с защитой поверхности земли геотекстилем.
Византийская экспозиция
Постоянная экспозиция, посвященная истории Херсонеса средневекового периода (в византийских хрониках – «Херсон»), находится на втором этаже византийского корпуса. Впервые археологические находки из раскопок Херсонеса, в т.ч. византийские, стали экспонироваться еще в 1892 г. по инициативе К.К. Косцюшко-Валюжинича в т.н. “Складе местных древностей”.

В настоящее время она включает в себя 3050 экспонатов, иллюстрирующих различные стороны жизни Херсонеса – Херсона конца IV-XIV вв..

Экспозиция, развернутая в двух залах, построена по историко-хронологическому принципу. Все предметы материальной культуры распределены по блокам – в соответствии с темами, которые они отражают, внутри блоков соблюден хронологический принцип.

Первый зал экспозиции включает в себя такие тематические блоки как Крым в позднеантичную эпоху. Управление. Армия. Религия. Христианская архитектура. Градостроительство. Экономика. Ремесла. Сельское хозяйство и промыслы. В витринах и на подиумах размещены артефакты преимущественно раннесредневекового периода. Доминантой и украшением зала несомненно являются ранневизантийские резные мраморные капители из христианских храмов Херсонеса, эффектно расположенные перед апсидой на высоких подиумах, имитирующих колонны.

Второй экспозиционный зал включает в себя артефакты преимущественно средне-и поздневизантийского времени. 

Византийская экспозиция Херсонесского музея-заповедника не только освещает различные сферы жизни Херсона и его предместья. Она дает уникальную возможность соприкоснуться с бесценным наследием великой древней цивилизации.
Выставка под открытым небом
Между зданием, в котором расположена Античная экспозиция, и античным театром разместилась выставка, представляющая в основном каменные предметы, отражающие разные периоды истории Херсонеса.

Здесь можно увидеть известняковые фрагменты архитектурных деталей античных храмов и построек, постаменты древних статуй, мраморные капители и колонны византийских базилик, копию раннехристианской мозаики.

Под открытым небом посетитель может познакомиться с находками, которые расскажут о хозяйственной деятельности Херсонеса. 

Экспозиция символически показывает в зеркале архитектуры и иных предметов историю Херсонеса и его округи на протяжении более 2,5 тысяч лет. Выставка работает круглогодично и совершенно бесплатно. 



Звонница Владимирского Собора
В 1890 г. из лафетного бруса была выстроена звонница, водружен Большой колокол (3,7 т).

После гражданской войны храм был закрыт, очевидно, первым делом была разрушена и звонница. Судьба колокола не известна.
На фотографиях представлены виды звонницы и храма сейчас и в начале XX века. Храм восстановлен, звонница воссоздана.
Крещальня (баптистерий)
Здание входило в комплекс Уваровской базилики. Открыто в 1876 г. раскопками Одесского общества истории и древностей, доследовалось в 1901 г. Сооружения, предназначенные для обряда крещения, называют еще баптистериями - от греческого слова baptisterion - купель. Херсонесский баптистерий в плане имеет крестообразную форму с нишами-экседрами на концах трех ветвей. Западная ветвь с центральным входом оформлена прямоугольником; здание было увенчано сферическим сводом; ниши, крытые полусводами, выступали наружу в виде апсид, из них северная и южная трехгранные, более крупная восточная - пятигранная; на высоте одного метра проложены слои кирпича, чередующиеся с каменной кладкой.

Сразу после раскопок стены были такой хорошей сохранности, что просматривались следы трех окон в алтарной апсиде, имевшие, как и дверные проемы, кирпичные арки. С западной стороны уцелел каменный порог. 
Монетный двор
Рядом с музейными зданиями расположены помещения монетного двора Херсонеса, датируемого IV-III вв. до н.э. (раскопан в 1904 г.). Здание примыкало к главной улице города, почти в центральной ее части. От него сохранился только подвальный этаж, сложенный из крупных известняковых блоков без связующего раствора.

Во время раскопок в одной из комнат найдены остатки плавильного горна, литейный шлак и 43 бронзовых кружочка - вероятно, заготовки для чеканки монет. Эти находки и дали основание определить открытое сооружение как монетный двор. Все помещения здания были сгруппированы вокруг двора с галереей, крышу которой поддерживали 26 колонн.
Памятник Андрею Первозванному
Один из двух памятников апостолу Андрею Первозванному в Крыму. Апостол Андрей был первым последователем Христа, проповедующим православие, за что был распят на косом кресте в 62 г. н.э. в греческом городе Патры.

Косой крест его символ апостола Андрея как мученика, стал геральдическим знаком на флаге российского флота. Установлен на территории музея-заповедника Херсонес Таврический, рядом с Владимирским собором.

Бронзовая скульптура апостола Андрея с крестом в руке поставлена на большой камень. Скульптура из темной бронзы выполнена в полный рост, общая высота памятника - 5,2 м; высота скульптуры - 3,2 м. Памятник сооружен на средства гражданина России Алексея Ивановича Жидкова. Согласно преданию Андрей Первозванный посещал Херсонес. Памятник был открыт в 2003 году.

Свято-Владимирский кафедральный собор
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе - православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий.

Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II.
Сцена в Портовом районе городища
Туманный (сигнальный) колокол
Туманный колокол – один из наиболее узнаваемых символов Херсонеса. Данный памятник не имеет отношения к античной и средневековой истории города, но его судьба, тем не менее, удивительна.

Он был отлит из турецких трофейных пушек в конце XVIII века в Таганроге. В Севастополе он пробыл совсем недолго – во время Крымской войны французские войска забрали его в качестве военного трофея. Более полувека колокол украшал звонницу Собора Парижской Богоматери. На святую землю Херсонеса колокол вернулся только в 1913 году.
Церковь Семи Херсонеских Священномучеников
Церковь была построен в 50-х годах XIX века, в период основания монастырской киновии. Во время Крымской войны 1854-55 гг.  все постройки монастыря были разрушены, здесь располагались батарея и пороховые склады французов. После ухода союзных войск монастырь возобновил свою жизнь. В 1857 г. была освящена восстановленная деревянная церковь.

В апреле 1881 года на этом месте освятили каменную церковь Семи священномучеников Херсонесских. Во время обороны Севастополя в период 2-й мировой войны в храме располагался склад военной амуниции, отсюда уходили на передовую новобранцы. В последующие годы храм неоднократно перестраивался, использовался как зал Херсонесского музея. В настоящее время храм передан в постоянное пользование Православной Церкви. 
  • "Усадьба Эвклида"
  • Балка Бермана
  • Крепость Каламита
  • Крепость Чембало
"Усадьба Эвклида"

Балка Бермана

Древние сооружения, расположенные в балке Бермана, привлекали к себе внимание исследователей с самого начала освоения окрестностей Севастополя. Еще в 1793 году, академик Петр Симон Паллас, в своих «Наблюдениях», описывая развалины древних построек в этой части Гераклейского полуострова, сделал вывод: «Так как эта долина находится в самой красивой и плодородной части всего Херсонеса, то и не удивительно, что ее защищали многими укреплениями…»

В 2013 году участок археологического парка «Хора Херсонеса» в балке Бермана был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с городищем Херсонеса и другими участками хоры. К этому моменту памятник включал в себя несколько открытых архитектурных комплексов: «Основной», «Северо-западный – 1», «Северо-западный – 2», «Подземный – 1». Эти комплексы представляли собой архитектурные остатки зданий, виноделен, мощных оборонительных стен, подземных пещерных сооружений эллинистического, римского и византийского периодов. По результатам раскопок можно утверждать, что жизнь здесь не прекращалась с IV в. до н.э. по XIV в. н.э.

Крепость Каламита

Крепость Каламита-Инкерман расположена в устье реки Черной, на плато Монастырской скалы. В VI в., как и в других местах Горного Крыма, здесь возводится византийское укрепление с гарнизоном из местных жителей.

Название "Каламита" впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV -ХV вв. В ХV в. мангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна была защищать порт княжества. Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы.  От него вперед и вверх шел коридор - тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене – по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус с кельями и колокольней, и три пещерные церкви.

Крепость Чембало

Крепость Чембало расположена на вершине горы Кастрон на юго-восточном берегу балаклавской бухты в 12 км к югу от исторического центра города Севастополя. Балаклава - один из районов современного Севастополя, прекрасный уголок крымского побережья со специфическим климатом и ландшафтом и интересными историческими памятниками.

Об особенностях местной бухты Симболон писал еще древнегреческий географ Страбон. Удобное местоположение гавани, защищенной от штормов, изобилие рыбы в прибрежных водах, плодородные земли, пригодные для выращивания виноградной лозы и других сельскохозяйственных культур, способствовали освоению данной территории с древнейших времен.
Находки монет, фрагментов керамической посуды, предметов культа античного и средневекового времени свидетельствуют о постоянном присутствии населения в районе современной Балаклавы.

До настоящего времени хорошо сохранились величественные руины средневековой крепости Чембало, история которой самым тесным образом связана с генуэзской колонизацией Крыма в XIV-XV вв. Точное время появления генуэзцев в балаклавской гавани неизвестно. Очевидно, это случилось незадолго до опустошительного набега на Крым татарских орд в 1345 году.

Мы в соцсетях

Херсонес Таврический

Государственный
историко-археологический
музей‑заповедник

Работаем ежедневно
с 9:00 до 18:00 часов 

Как добраться

Оценка качества услуг
учреждений культуры

  • Документы и отчетность
  • Противодействие коррупции
  • Памятка
  • Мы вместе

Партнеры

  • Президент Российской Федерации
    Президент Российской Федерации
  • Министерство культуры Российской Федерации
    Министерство культуры Российской Федерации
  • Правительство Севастополя
    Правительство Севастополя
  • #МЫВМЕСТЕ
    #МЫВМЕСТЕ
Сайт создан при поддержке Фонда гуманитарных наук «Моя история»
Сделано в Реактиве