Все новости

Зимние праздники Древней Греции

При этом все торжества, имевшие отношение к смене времён года и к сельскохозяйственным циклам, совершались греками примерно в одно время в соответствующий период. Зимой в Греции активно шло приготовление вина, поэтому этот период знаменовался началом торжеств, посвященных богу виноградарства и виноделия Дионису. Античная литература и изобразительное искусство лучше всего освещают празднества в честь этого бога в Афинах, но имеющиеся данные позволяют нам узнать и о проведении Дионисий в городах Северного Причерноморья.

Череда данных праздников в Афинах длилась четыре месяца, и многие из них приходились на зимний период. Открывали торжества Малые, или Сельские Дионисии, проводившиеся в месяце посейдеоне (соответствует декабрю – январю). Во время этих праздников проходили весёлые процессии и разыгрывались сюжеты из жизни Диониса – праздник имел налет деревенской простоты и непристойности, посреди окоченелой зимы прорывалась дионисийская энергия. После этого начинались пиры и игры, среди которых наиболее популярными были «асколии» (от ἀσκός – «мех», «бурдюк» и λιάζομαι – «опрокидываться», «падать»). Игра заключалась в попытке устоять на одной ноге на смазанном маслом и надутом бурдюке, сшитом из кожи козла, которого принесли в жертву Дионису. Бурдюк, наполненный вином, доставался в награду победителю.

Затем в месяце гамелион (соответствует январю – февралю), посвящённом покровительнице брака Гере, в честь бога виноделия организовывались Ленеи. Они проходили с бόльшим размахом, чем Сельские Дионисии, и продолжались в течение нескольких дней. Участники Леней – это женщины, «лены», то есть вакханки. Они исполняли соответствующие песни и совершали ритуалы, посвященные Дионису, но мы вряд ли можем установить какие-то подробности этих разгульных обрядов. Важную роль на празднике играли театральные представления (трагедии и комедии).

Далее в месяце антестерионе (соответствует февралю – марту) в Афинах проходил одноимённый праздник, посвященный созреванию и готовности вина. Антестерии знаменовали приход весны и продолжались три дня, каждый из которых имел своё название: «питойгии», «хои» и «хитры».

В первый день торжеств греки открывали сосуды, в которых бродило вино, и пробовали, каким оно получилось (название «питойгии» образовано от слов πίθος – «глиняная бочка» и οἴγω – «открываю»). Хозяин дома приносил жертву и совершал возлияние на алтарь Диониса, кубки с вином украшали первыми весенними цветами, а детям дарили игрушки в честь праздника.

Во второй день Антестерий праздничные мероприятия продолжались, и люди пили солнечный напиток из новых, купленных на ярмарке кружек (греческое слово «хой» означает «кружка», «мера жидкости»). По городу ходили нарядные шествия, на могилах родственников совершались возлияния, а многие компании соревновались в скорости осушения винного кубка (победитель получал венок из плюща и мех вина в награду). Кроме того, в этот день совершались мистерии Диониса, заканчивавшиеся браком божества с супругой афинского архонта-базилевса.

На третий, заключительный, день праздника афиняне вспоминали умерших. Для них готовили особое угощение – панспермию, а затем в специальных горшках (греческое слово «хитры» означает «горшки») приносили это блюдо в жертву подземному богу. Живым людям пробовать панспермию было запрещено, поскольку она использовалась в качестве подношения хтоническим существам.

Наконец, в следующем месяце календаря, элафоболеоне (соответствует нашим марту-апрелю), проходила последняя и самая главная часть торжеств – Великие, или Городские Дионисии. Официальные лица из городов Северного Причерноморья, как показывают источники, также могли принимать участие в афинских дионисийских процессиях.

О проведении собственных Дионисий упоминается в декретах Херсонеса: эти празднества играли важную роль в жизни города. Жители чрезвычайно почитали Вакха/Диониса, так как виноградарство и виноделие лежали в основе местной экономики. В херсонесском календаре даже был особый месяц – дионисий, который ориентировочно приходился на февраль, а предшествовал ему, как предполагают историки, месяц петагитний. Два этих месяца херсонесского календаря, как и посейдеон, гамелион, антестерион и элафоболион в Афинах, были полностью или частично посвящены Дионису. Из источников известно, что в месяце дионисий херсонеситы организовывали торжественные мероприятия в честь бога виноделия. На одном из таких празднеств в III веке до н. э. городскому историку Сириску вручили в награду золотой венок. В настоящее время маски Вакха и его спутника Силена представлены в экспозиции античного зала Херсонесского музея.

Херсонес Таврический желает вам прекрасного зимнего настроения, бодрости духа и сил для выполнения всего задуманного!

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический