Все новости
Вознесение Господне
#христианскийхерсонес
Вознесение Господне, входящее в число двунадесятых праздников, в этом году Православная церковь отмечает 2 июня. Иконография этого события новозаветной истории основана на текстах трех Евангелий, согласно которым на сороковой день после Воскресения Христос, который ранее неоднократно являлся своим ученикам, вывел их из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв руки, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Самым ранним дошедшим до нас изображением сцены Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях церкви Санта-Сабина в Риме (ок. 430 г.).
В Херсонесе во время раскопок в Северном районе в 1936 г. Г. Д. Беловым также была найдена миниатюрная каменная иконка «Вознесение Господне» XII в. Она представляет собой тонкую пластинку серого стеатита прямоугольной формы размерами 5,4 × 7,4 см, с рельефными изображениями.
В верхнем регистре иконки изображен Спаситель, восседающий на престоле, заключенном в мандорлу (овал, символизирующий сияние Славы Божьей); в левой руке Христос держит свиток – символ Евангелия, правой рукой благословляет. По бокам от мандорлы – два ангела, которые ее поддерживают и возносятся вместе с Господом. По сторонам Христа – гравированная греческая монограмма “Иисус Христос”; слева и справа от овала – гравированная греческая надпись: “Вознесение” (ΗΑΝΑΛΗΨΙΣ).
В нижнем регистре сохранились фигуры апостолов, в центре был размещен образ Богородицы, в настоящее время утраченный.
На нимбах и одежде апостолов, а также на крыльях ангелов сохранились остатки коричнево-красной краски и позолоты.
Икона была найдена вместе с другой – «Рождество Христово», аналогичной по материалу, размеру и стилю исполнения. Вероятно, обе иконки являлись частью одного панно со сценами евангельского цикла.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото.
1. Иконка «Вознесение». Стеатит. XII в. Херсонес.
2. Вознесение Господне. Миниатюра. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон.
Вознесение Господне, входящее в число двунадесятых праздников, в этом году Православная церковь отмечает 2 июня. Иконография этого события новозаветной истории основана на текстах трех Евангелий, согласно которым на сороковой день после Воскресения Христос, который ранее неоднократно являлся своим ученикам, вывел их из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв руки, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Самым ранним дошедшим до нас изображением сцены Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях церкви Санта-Сабина в Риме (ок. 430 г.).
В Херсонесе во время раскопок в Северном районе в 1936 г. Г. Д. Беловым также была найдена миниатюрная каменная иконка «Вознесение Господне» XII в. Она представляет собой тонкую пластинку серого стеатита прямоугольной формы размерами 5,4 × 7,4 см, с рельефными изображениями.
В верхнем регистре иконки изображен Спаситель, восседающий на престоле, заключенном в мандорлу (овал, символизирующий сияние Славы Божьей); в левой руке Христос держит свиток – символ Евангелия, правой рукой благословляет. По бокам от мандорлы – два ангела, которые ее поддерживают и возносятся вместе с Господом. По сторонам Христа – гравированная греческая монограмма “Иисус Христос”; слева и справа от овала – гравированная греческая надпись: “Вознесение” (ΗΑΝΑΛΗΨΙΣ).
В нижнем регистре сохранились фигуры апостолов, в центре был размещен образ Богородицы, в настоящее время утраченный.
На нимбах и одежде апостолов, а также на крыльях ангелов сохранились остатки коричнево-красной краски и позолоты.
Икона была найдена вместе с другой – «Рождество Христово», аналогичной по материалу, размеру и стилю исполнения. Вероятно, обе иконки являлись частью одного панно со сценами евангельского цикла.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото.
1. Иконка «Вознесение». Стеатит. XII в. Херсонес.
2. Вознесение Господне. Миниатюра. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон.