Все новости

В Херсонесе Таврическом открывается новая капсульная выставка одного экспоната

В 1889 году, во время раскопок квартала IXa Северного района Херсонеса, К. К. Косцюшко-Валюжинич обнаружил двенадцать серебряных слитков – гривен новгородского типа. По свидетельству археолога, эти артефакты были найдены вместе с другими металлическими предметами в помещении, выходящем на улицу. Все находки находились в слое разрушения XIII в. и сильно пострадали от огня. Одна из гривен экспонируется на капсульной выставке в византийской экспозиции. Она представляет собой слиток серебра 875 пробы, длиной 185,5 мм, весом 191,7 г., в виде длинной узкой, четырехгранной палочки, со сглаженными ребрами. Остальные экземпляры хранятся в Государственном историческом музее.

Исследователи считают, что классическая новгородская гривна как мера веса обычно равнялась 204,75 г, но в XIII в. вес слитка снижается. Новгородская «новая гривна серебра», судя по письменным источникам, равнялась четырем «старым» «гривнам кун», известным из «Русской правды». Возможно, прототипом древнерусской «гривны серебра» как денежно-весовой единицы стала готландская марка серебра, используемая на Балтике. Новгородская гривна являлась платежным средством в «безмонетный период» истории Руси, который продлился с начала XI до второй половины XIV в. Позже такие серебряные слитки разрубались на отдельные части, называемые «рублями».

Находка новгородских серебряных слитков в Херсонесе доказывает существование интенсивных торговых связей Руси и Юго-Западной Таврики. Возможно, гривны применялись для торговли на вес или использовались в качестве средства накопления. Письменные источники свидетельствуют об активной деятельности русских купцов-«гречников» в Империи ромеев. По мнению историков, в северном районе города имелся так называемый «русский квартал». Византийский Херсон издревле был транзитным центром русско-византийской коммерции: высоко ценились привозимые из Руси меха, мед и воск, другие сырьевые товары; взамен Русь получала ткани, вино, пряности, предметы роскоши, ювелирные изделия.

Увидеть древнерусскую гривну из византийского города вы можете посетив капсульную выставку в зале Византийской экспозиции музея-заповедника «Херсонес Таврический». Памятник будет экспонироваться с 12 июня по 29 июля 2021 года с 9:00 до 19:00

Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель