Все новости

В Херсонесе прошла первая в сезоне «Отравленная туника»

Вчера, 16 июня, в Античном театре на территории музея-заповедника вновь показали любимый многими спектакль «Отравленная туника».

Талантливые актёры Севастопольского театра имени Луначарского полностью погрузили зрителей в атмосферу интриг византийской императорской семьи. Несмотря на то, что постановка уже более двадцати лет проходит в Херсонесе и с этой историей знакомо не одно поколение, она не теряет своей остроты и актуальности.

Трагедия написана поэтом серебряного века Николаем Гумилёвым. Своих героев он наделил яркой палитрой эмоций, которой обладаем мы и сегодня. Страсть, любовь, ревность, предательство свойственны людям разных эпох и народов… Так и Кесарь Римского Востока Юстиниан, могущество которого разъедают болезни, императрица Феодора ­­– бывшая циркачка и жрица Фрины, арабский поэт, воин, странник Имр-эль-Каис сталкиваются с личной драмой, которая станет для них роковой. Персонажи, описанные поэтом, являются реальными историческими личностями.

Первые строки трагедии «Отравленная туника» написаны Николаем Гумилёвым осенью 1917 года. Из Парижа он слал своей невесте Анне Горенко, ставшей впоследствии Анной Ахматовой, любовные письма и получал в ответ послания, где часто упоминался древний Херсонес. Теперь историю об отравленной тунике вы можете увидеть на сцене Античного театра на территории музея-заповедника.

Крах Рима, толпы варваров, войны племён, становление христианства как государственной религии, – вот на каком фоне зарождается и погибает любовь. Но погибает ли? Любовь остаётся, когда гибнут империи!

По окончании выступления публика горячо аплодировала артистам, погрузивших в XXI веке древний театр Херсонеса в эпоху Византийской империи.

Режиссура и оформление спектакля «Отравленная туника» – Евгения Журавкина. В ролях: заслуженная артистка Севастополя Ирина Демидкина (Феодора), Пётр Харченко, Алексей Гнедаш (Имр), Виктория Мулюкина (Зоя), заслуженный артист Севастополя Владимир Крючков, Максим Веселов (Евнух), заслуженный артист России и Украины Евгений Журавкин (Юстиниан), Виталий Омельченко (Царь Трапезондский).

В этом месяце на сцене Античного театра спектакль «Отравленная туника» также пройдёт 30 июня. Стоимость – 800 рублей.

Приобрести билеты на спектакли «Летнего вечера в Херсонесе» можно в кассах музея-заповедника либо на его официальном сайте, перейдя по ссылке: https://tickets.chersonesos-sev.ru.

До встречи в Херсонесе Таврическом!

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель