Все новости
Успейте до 16 февраля посетить капсульную выставку «Благословение Иордана» в Херсонесе!
В праздник Крещения Господня в зале Византийской экспозиции музея-заповедника открылась капсульная выставка «Благословение Иордана». На ней вы сможете увидеть медальон-евлогию из фондов Херсонеса Таврического, датируемый VI–VII веком.
Крещения Господня, или Богоявление – один из древнейших христианских двунадесятых праздников. Изображение Крещения Иисуса Христа в водах Иордана мы встречаем на самых различных памятниках (от мелкой пластики до саркофагов и монументальной живописи), наиболее ранний из которых известен уже по фрескам в катакомбах Люцины (I–II вв.).
В фондах Херсонеса Таврического хранится миниатюрный бронзовый медальон (24 × 16 мм), найденный в Горном Крыму, на котором представлена простая иконографическая схема: Спаситель, Предтеча, Ангел, Голубь, что указывает на раннюю дату артефакта (не позднее VI–VII веков).
Композиционным и смысловым центром иконографической программы Богоявления всегда является Христос. На нашем медальоне он изображен фронтально, с опущенными вдоль туловища руками, глубоко погруженным в воды Иордана, обозначенными едва заметными короткими поперечными гравированными линиями; над головой Христа – Святой Дух в виде Голубя с пышным оперением, нисходящий на Крещаемого; святой – Иоанн, Креститель Господень – изображен стоящим на берегу Иордана справа от Христа и возлагающим на его голову правую руку. Согласно толкованию Дамаскина, святой Иоанн, «возложив руку на божественную главу Господа, тем самым принял свое крещение». Последний персонаж сцены Богоявления на медальоне – Ангел, находящийся слева от Христа, на противоположном от св. Иоанна берегу Иордана; он слегка склонил голову и протягивает к Спасителю руки. В евангельском рассказе Ангелы не упоминаются, однако на художественных памятниках начиная с VI–VII вв. в сцене Крещения Господня их фигуры обычно присутствуют, занимая правую часть композиции. По замечанию Н. В. Покровского, Ангелы в иконографии Крещения имеют специальное предназначение: они не просто славословят Христа, а выступают как его небесные восприемники от земной купели.
Описываемый медальон представляет собой евлогию (в переводе с греческого – «благословение») – памятный предмет, который паломники приобретали, посещая то или иное святое место. Это могли быть маленькие свинцовые или глиняные ампулки для святой воды или масла, коробочки-реликварии, медальоны, значки-жетоны и прочее. В соответствии с имевшимися представлениями, евлогии служили не просто напоминанием: на них распространялась благодать, присущая посещенному святому месту. Как известно, рядом с местом Крещения Христа в водах Иордана уже в ранневизантийский период был сооружен храм, или монастырь, Иоанна Предтечи, ставший одним из паломнических центров. Вполне вероятно, что в свое время его посетил паломник из Таврики, который и приобрел там «на молитвенную память» медальон-евлогию, найденную в крымской земле спустя почти пятнадцать столетий.
Увидеть медальон-евлогию можно до 16 февраля на капсульной выставке «Благословение Иордана» в зале Византийской экспозиции Херсонеса Таврического. Ждем гостей со вторника по воскресенье с 09:00 до 18:00, каждый понедельник ‒ с 09:00 до 13:00. Посетителям музея-заповедника вход бесплатный!
Автор текста: заведующая отделом византийской истории Т. Ю. Яшаева.
Крещения Господня, или Богоявление – один из древнейших христианских двунадесятых праздников. Изображение Крещения Иисуса Христа в водах Иордана мы встречаем на самых различных памятниках (от мелкой пластики до саркофагов и монументальной живописи), наиболее ранний из которых известен уже по фрескам в катакомбах Люцины (I–II вв.).
В фондах Херсонеса Таврического хранится миниатюрный бронзовый медальон (24 × 16 мм), найденный в Горном Крыму, на котором представлена простая иконографическая схема: Спаситель, Предтеча, Ангел, Голубь, что указывает на раннюю дату артефакта (не позднее VI–VII веков).
Композиционным и смысловым центром иконографической программы Богоявления всегда является Христос. На нашем медальоне он изображен фронтально, с опущенными вдоль туловища руками, глубоко погруженным в воды Иордана, обозначенными едва заметными короткими поперечными гравированными линиями; над головой Христа – Святой Дух в виде Голубя с пышным оперением, нисходящий на Крещаемого; святой – Иоанн, Креститель Господень – изображен стоящим на берегу Иордана справа от Христа и возлагающим на его голову правую руку. Согласно толкованию Дамаскина, святой Иоанн, «возложив руку на божественную главу Господа, тем самым принял свое крещение». Последний персонаж сцены Богоявления на медальоне – Ангел, находящийся слева от Христа, на противоположном от св. Иоанна берегу Иордана; он слегка склонил голову и протягивает к Спасителю руки. В евангельском рассказе Ангелы не упоминаются, однако на художественных памятниках начиная с VI–VII вв. в сцене Крещения Господня их фигуры обычно присутствуют, занимая правую часть композиции. По замечанию Н. В. Покровского, Ангелы в иконографии Крещения имеют специальное предназначение: они не просто славословят Христа, а выступают как его небесные восприемники от земной купели.
Описываемый медальон представляет собой евлогию (в переводе с греческого – «благословение») – памятный предмет, который паломники приобретали, посещая то или иное святое место. Это могли быть маленькие свинцовые или глиняные ампулки для святой воды или масла, коробочки-реликварии, медальоны, значки-жетоны и прочее. В соответствии с имевшимися представлениями, евлогии служили не просто напоминанием: на них распространялась благодать, присущая посещенному святому месту. Как известно, рядом с местом Крещения Христа в водах Иордана уже в ранневизантийский период был сооружен храм, или монастырь, Иоанна Предтечи, ставший одним из паломнических центров. Вполне вероятно, что в свое время его посетил паломник из Таврики, который и приобрел там «на молитвенную память» медальон-евлогию, найденную в крымской земле спустя почти пятнадцать столетий.
Увидеть медальон-евлогию можно до 16 февраля на капсульной выставке «Благословение Иордана» в зале Византийской экспозиции Херсонеса Таврического. Ждем гостей со вторника по воскресенье с 09:00 до 18:00, каждый понедельник ‒ с 09:00 до 13:00. Посетителям музея-заповедника вход бесплатный!
Автор текста: заведующая отделом византийской истории Т. Ю. Яшаева.