Все новости

Усекновение главы Иоанна Крестителя

11 сентября (29 августа по юлианскому календарю) Православная Церковь отмечает Усекновение честной главы святого и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Этот день относится к числу великих недвунадесятых праздников, является днем строгого поста.

Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча – последний из ветхозаветных пророков, величайший святой, открывший иудеям Христа как Спасителя. Согласно Евангелию от Луки, Иоанн родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Семья не имела детей до преклонного возраста, поэтому, когда архангел Гавриил явился священнику во время его служения в храме и предсказал рождение сына, тот не поверил ему и онемел вплоть до наречения имени младенцу. Дева Мария являлась родственницей жены Захарии, Елисаветы, и при появлении Пресвятой Девы младенец «взыграл» во чреве матери, и она исполнилась Духа Святого (Лк. 1:41).

Иоанн долгое время пребывал в пустыне и начал проповедовать лишь в пятнадцатый год правления римского императора Тиберия (около 28/29 г. н. э.). Согласно евангелисту Иоанну, пророк проповедовал и крестил в местности Вифавара на Иордане (Ин. 1:28). Он довольствовался скудной пищей (акридами, т.е. саранчой, и диким медом) и одеждой из верблюжьего волоса, носил также кожаный пояс на чреслах и проповедовал покаяние для прощения грехов, потому что приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:4; Мк. 1: 4), возвещал скорое явление Мессии. Жители Иудеи и Иерусалима приходили креститься к пророку, у него были и свои ученики. Ритуальные омовения были известны в ветхозаветной практике, но, как правило, они проходили без помощи посредника. Иоанн совершал крещение как однократный акт в водах Иордана, не требуя от приходящих длительной подготовки, крестившиеся при этом исповедовали грехи (Мф. 3:6; Мк. 1:5).

Величайшим деянием Иоанна было Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане, совершившееся, когда Христос был в тридцатилетнем возрасте и начал свое служение (Лк. 3:23). Во время крещения Святой Дух взошел на Иисуса в виде голубя, и голос с небес возгласил: «Ты сын мой возлюбленный! В Тебе Мое благоволение» (Лк. 3: 22).

Иоанн Предтеча обличал четвертовластника Ирода Антипу, который женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа. Иоанновы обвинения и послужили причиной заточения и казни пророка. Ирод пообещал исполнить любое желание танцевавшей во время пира дочери Иродиады, которая попросила, по наущению матери, голову Иоанна (Мк. 6: 24–28; Мф. 14: 8–11). «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей». Голова пророка осталась у Иродиады, а тело было похоронено учениками (Мф. 14: 9–11).

В византийской традиции сохранились сведения о нескольких случаях обретения честной главы Иоанна Крестителя. В эпоху Константина Великого глава была найдена двумя монахами в Иерусалиме и затем хранилась в Эмесе, но впоследствии реликвия была спрятана в пещере и снова утеряна. Повторное обретение святыни произошло в 452 г., во время правления императора Маркиана, после чего она хранилась в церкви монастыря Спилеон в Эмесе, а в 761 г. была перенесена в собор во имя Иоанна Предтечи в том же городе. Нападения арабов и притеснения православных иконоборцами привели к тому, что святыня вновь была спрятана. Новое обретение главы Предтечи случилось после восстановления иконопочитания в Империи, когда Константинопольский патриарх Игнатий увидел во сне место, где она находится. Реликвия была перенесена в Константинополь и положена в церкви императорского дворца. Впоследствии разные частицы святыни хранились в константинопольских храмах, а после 1204 г. несколько фрагментов было вывезено крестоносцами. Иоанн Предтеча – по слову Евангелия, величайший из «рожденных женами» (Лк. 7: 28) – широко почитается во всем христианском мире.

В народном фольклоре этот день календаря получил название «Головосек». Он считается концом лета и началом осени.
    
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси