Все новости
Церковное новолетие
Церковное новолетие
1 (14) сентября в Православной церкви отмечается начало нового года по византийскому летоисчислению (от сотворения мира). Это полиелейный праздник (полиелей – наиболее торжественная часть всенощного бдения), известный также как начало индикта, или летапреложение. Еще в этот день почитают память Симеона Столпника и матери его Марфы, поэтому в народном фольклоре он именуется днем Семена Летопроводца.
Установление летоисчисления по индиктам, начинавшееся в сентябре, первоначально было связано с римской налоговой отчетностью, которая предусматривала регулярную периодизацию. С 327/8 гг. устанавливается продолжительность индикта в пятнадцать лет, характерная в дальнейшем для всей истории Византии. В 537 г. Юстиниан Великий предписал датировать события по годам царствования правящего императора, начиная год с 1 сентября. После этого летоисчисление по индиктам окончательно вытесняет прежний счет времени, в основе которого была датировка по консулам. В VII в. оформилась и византийская хронологическая эра от сотворения мира, датой которого считалось 1 сентября 5509 г. до н. э., что совпадало с началом первого года индикта. После принятия христианства князем Владимиром Святославичем около 988 г. и Крещения Руси сентябрьское летоисчисление и счет по индиктам были приняты в церковном обиходе, тогда как в светских документах, в том числе в летописании, долгое время сохранялся традиционный для славян мартовский счет начала года. Празднование Нового года в январе, по европейскому примеру, было введено в России лишь указом Петра I от 20 декабря 1699 г.
Автор статьи: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский
1 (14) сентября в Православной церкви отмечается начало нового года по византийскому летоисчислению (от сотворения мира). Это полиелейный праздник (полиелей – наиболее торжественная часть всенощного бдения), известный также как начало индикта, или летапреложение. Еще в этот день почитают память Симеона Столпника и матери его Марфы, поэтому в народном фольклоре он именуется днем Семена Летопроводца.
Установление летоисчисления по индиктам, начинавшееся в сентябре, первоначально было связано с римской налоговой отчетностью, которая предусматривала регулярную периодизацию. С 327/8 гг. устанавливается продолжительность индикта в пятнадцать лет, характерная в дальнейшем для всей истории Византии. В 537 г. Юстиниан Великий предписал датировать события по годам царствования правящего императора, начиная год с 1 сентября. После этого летоисчисление по индиктам окончательно вытесняет прежний счет времени, в основе которого была датировка по консулам. В VII в. оформилась и византийская хронологическая эра от сотворения мира, датой которого считалось 1 сентября 5509 г. до н. э., что совпадало с началом первого года индикта. После принятия христианства князем Владимиром Святославичем около 988 г. и Крещения Руси сентябрьское летоисчисление и счет по индиктам были приняты в церковном обиходе, тогда как в светских документах, в том числе в летописании, долгое время сохранялся традиционный для славян мартовский счет начала года. Празднование Нового года в январе, по европейскому примеру, было введено в России лишь указом Петра I от 20 декабря 1699 г.
Автор статьи: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский