Все новости
Святые Кирилл и Мефодий
Святые равноапостольные братья Константин (в схиме — Кирилл) и Мефодий, просветители славян, создатели славянской письменности, родились в семье друнгария Льва в Фессалониках (мирские имена братьев, до пострижения в монашество, неизвестны). Друнгарий — командир военного подразделения в подчинении у стратига в Византийской империи. «Житие Константина» сообщает, что их отец Лев, «был благодетелен и праведен, как некогда Иов». В семье, помимо Мефодия и Константина, было еще пятеро сыновей. Константин был младшим среди них, родившимся около 827 г. Предание повествует, что, будучи младенцем, он отказался от молока кормилицы, требуя только материнской груди. В возрасте семи лет отроку приснился сон, на котором ему предстояло выбрать невесту из всех девиц города. Мальчик избрал самую прекрасную, по имени София, то есть мудрость. Эта аллегорическая притча показывает, что будущий просветитель славян с детства предпочел ученость и науку всем мирским пристрастиям. Призвание к монашеству он почувствовал также в отрочестве, после того как во время охоты к нему не вернулся любимый ястреб.
Константину удалось получить хорошее образование в Константинополе, в школе Магнавры, благодаря поддержке императорского логофета Феоктиста (управляющий ведомством). Учителями и наставниками Константина были Фотий, будущий Патриарх Константинопольский, и Лев Математик — лучшие светила науки своего времени. После окончания обучения логофет Феоктист предлагал юноше занять высокую административную должность, вступить в брак со своей духовной дочерью и в будущем стать стратигом (высшая военная и гражданская должность территориального округа — фемы). Он отказался, став преподавателем философии. Согласно данным «Жития», в это время Константин вступил в богословский спор с бывшим патриархом — иконоборцем Иоанном Грамматиком, и восторжествовал над последним.
В 50-е гг. IX в. Константин участвует в дипломатической миссии асикрита Георгия в Багдаде, столице Арабского халифата. Ему представилась возможность познакомиться с культурой Востока, вступить в диспут с исламскими проповедниками, над которыми он опять-таки взял верх. После этого Константин на несколько лет отстранился от мирской жизни, поселившись на горе Олимп у Мраморного моря, где уже несколько лет в монашестве подвизался и его брат Мефодий (рис. 1). Эти годы ушли на углубление познаний и чтение книг. Иногда исследователи предполагают, что уже в это время братья приступили к работе по созданию азбуки для славян, живших в Византийской империи.
В 860 г. Константин вновь вернулся к активной деятельности, войдя в состав византийского посольства, направляемого в Хазарский каганат. Помимо мирских целей — дипломатических переговоров и выкупа пленных — Константину поручалось по возможности содействовать крещению кагана хазар и его подданных. По пути в Хазарию он остановился в Крыму, в Херсонесе-Херсоне, где организовал и инициировал обретение мощей Римского папы священномученика Климента, давно причтенного к лику святых. Это памятное для Херсона и всей церкви событие случилось 30 января 861 г. Прежнее место почитания — меморий Климента на островке в Казачьей бухте — к этому времени уже обветшал и заливался волнами, гробница была утрачена, над развалинами мемориальной постройки образовался холм, который и был раскопан участниками экспедиции Константина. После обретения останков митрополит Херсона Георгий отслужил торжественную литию и лично взял мощи, направляясь в город. У западных ворот Херсона процессию встретил стратиг Никифор — глава византийской администрации Таврики, после чего мощи перенесли в храм Св. Созонта в предместье, церковь Леонтия, и наконец, в главный храм — базилику Св. Апостолов. Константин отправил подробный отчет в Рим о происшествии, которые использовал папский библиотекарь Анастасий при составлении «Похвалы Клименту» и гимнов. Во время пребывания в Херсоне Константин также изучал еврейский, самаритянский, хазарский и, возможно, сирийский языки (рис. 2).
Посольство в Хазарию закончилось крещением около 200 человек и подтверждением дружеских отношений между государствами, но главная цель — крещение правителя и христианизация всей страны — достигнута не была. По преданию, после возвращения Константин еще раз побывал в Крыму, крестив язычников, находившихся в районе Фул, и срубил их священный дуб. После этого Константин возвратился в столицу, Константинополь, где жил при храме Св. Апостолов.
В 863 г. в Константинополь прибыло посольство князя Великой Моравии Ростислава, который просил императора содействовать переводу богослужебных книг на славянский язык. В следующем году братья отправились в Моравию, где под их руководством был разработан первый вариант славянской азбуки (глаголица). Братья вели активную переводческую деятельность, но вступили в конфликт с немецким духовенством, выступавшим против славянской азбуки (рис. 3). После четырех лет пребывания в Моравии Константин и Мефодий отправились на Запад, чтобы добиться создания отдельной епископии для славян. В 866/867 гг. они находятся в Венеции, где участвуют в церковном соборе. Константин горячо защищает право славян на богослужение на родном языке. После этого они направились в Рим, где заручились поддержкой Папы. Константин привез в город часть мощей Св. Климента. Папа одобрил идею, но посвятил учеников Константина лишь во священники, вопрос с созданием церковной организации затягивался. Константин, принявший перед смертью схиму с именем Кирилл, умер в Риме в 869 г. Мефодий получил сан архиепископа Моравского и вернулся в Моравию, но политическая обстановка к этому времени изменилась. Латинское духовенство, вопреки поддержке Папы, всячески мешало ученикам Мефодия. Мефодий умер в 885 г., а его ученики, среди которых виднейшие Климент Охридский, Горазд, Наум, Ангелларий, нашли убежище в Болгарии (рис. 4). Именно в Болгарии Св. Климентом Охридским была окончательно разработана кириллица на основе греческого алфавита. Почитание братьев как святых первоначально утвердилось в Болгарии. Вначале отмечались дни их кончины — 14 февраля и 6 апреля, позднее в церковном обиходе утвердилась «общая» дата для Св. Первоучителей славян — 11 мая старого стиля (24 мая по новому стилю). Эта дата попадает и в древнерусские месяцесловы.
Рис. 1. Свв. Кирилл и Мефодий. Мозаика из базилики Сан-Клементе.
Рис. 2. Обретение мощей Св. Климента в Херсоне. Миниатюра минология императора Василия II.
Рис. 3. Кирилл и Мефодий. Миниатюра Радзивиловской летописи.
Рис. 4. Свв. Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря Св. Наума в Македонии.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Константину удалось получить хорошее образование в Константинополе, в школе Магнавры, благодаря поддержке императорского логофета Феоктиста (управляющий ведомством). Учителями и наставниками Константина были Фотий, будущий Патриарх Константинопольский, и Лев Математик — лучшие светила науки своего времени. После окончания обучения логофет Феоктист предлагал юноше занять высокую административную должность, вступить в брак со своей духовной дочерью и в будущем стать стратигом (высшая военная и гражданская должность территориального округа — фемы). Он отказался, став преподавателем философии. Согласно данным «Жития», в это время Константин вступил в богословский спор с бывшим патриархом — иконоборцем Иоанном Грамматиком, и восторжествовал над последним.
В 50-е гг. IX в. Константин участвует в дипломатической миссии асикрита Георгия в Багдаде, столице Арабского халифата. Ему представилась возможность познакомиться с культурой Востока, вступить в диспут с исламскими проповедниками, над которыми он опять-таки взял верх. После этого Константин на несколько лет отстранился от мирской жизни, поселившись на горе Олимп у Мраморного моря, где уже несколько лет в монашестве подвизался и его брат Мефодий (рис. 1). Эти годы ушли на углубление познаний и чтение книг. Иногда исследователи предполагают, что уже в это время братья приступили к работе по созданию азбуки для славян, живших в Византийской империи.
В 860 г. Константин вновь вернулся к активной деятельности, войдя в состав византийского посольства, направляемого в Хазарский каганат. Помимо мирских целей — дипломатических переговоров и выкупа пленных — Константину поручалось по возможности содействовать крещению кагана хазар и его подданных. По пути в Хазарию он остановился в Крыму, в Херсонесе-Херсоне, где организовал и инициировал обретение мощей Римского папы священномученика Климента, давно причтенного к лику святых. Это памятное для Херсона и всей церкви событие случилось 30 января 861 г. Прежнее место почитания — меморий Климента на островке в Казачьей бухте — к этому времени уже обветшал и заливался волнами, гробница была утрачена, над развалинами мемориальной постройки образовался холм, который и был раскопан участниками экспедиции Константина. После обретения останков митрополит Херсона Георгий отслужил торжественную литию и лично взял мощи, направляясь в город. У западных ворот Херсона процессию встретил стратиг Никифор — глава византийской администрации Таврики, после чего мощи перенесли в храм Св. Созонта в предместье, церковь Леонтия, и наконец, в главный храм — базилику Св. Апостолов. Константин отправил подробный отчет в Рим о происшествии, которые использовал папский библиотекарь Анастасий при составлении «Похвалы Клименту» и гимнов. Во время пребывания в Херсоне Константин также изучал еврейский, самаритянский, хазарский и, возможно, сирийский языки (рис. 2).
Посольство в Хазарию закончилось крещением около 200 человек и подтверждением дружеских отношений между государствами, но главная цель — крещение правителя и христианизация всей страны — достигнута не была. По преданию, после возвращения Константин еще раз побывал в Крыму, крестив язычников, находившихся в районе Фул, и срубил их священный дуб. После этого Константин возвратился в столицу, Константинополь, где жил при храме Св. Апостолов.
В 863 г. в Константинополь прибыло посольство князя Великой Моравии Ростислава, который просил императора содействовать переводу богослужебных книг на славянский язык. В следующем году братья отправились в Моравию, где под их руководством был разработан первый вариант славянской азбуки (глаголица). Братья вели активную переводческую деятельность, но вступили в конфликт с немецким духовенством, выступавшим против славянской азбуки (рис. 3). После четырех лет пребывания в Моравии Константин и Мефодий отправились на Запад, чтобы добиться создания отдельной епископии для славян. В 866/867 гг. они находятся в Венеции, где участвуют в церковном соборе. Константин горячо защищает право славян на богослужение на родном языке. После этого они направились в Рим, где заручились поддержкой Папы. Константин привез в город часть мощей Св. Климента. Папа одобрил идею, но посвятил учеников Константина лишь во священники, вопрос с созданием церковной организации затягивался. Константин, принявший перед смертью схиму с именем Кирилл, умер в Риме в 869 г. Мефодий получил сан архиепископа Моравского и вернулся в Моравию, но политическая обстановка к этому времени изменилась. Латинское духовенство, вопреки поддержке Папы, всячески мешало ученикам Мефодия. Мефодий умер в 885 г., а его ученики, среди которых виднейшие Климент Охридский, Горазд, Наум, Ангелларий, нашли убежище в Болгарии (рис. 4). Именно в Болгарии Св. Климентом Охридским была окончательно разработана кириллица на основе греческого алфавита. Почитание братьев как святых первоначально утвердилось в Болгарии. Вначале отмечались дни их кончины — 14 февраля и 6 апреля, позднее в церковном обиходе утвердилась «общая» дата для Св. Первоучителей славян — 11 мая старого стиля (24 мая по новому стилю). Эта дата попадает и в древнерусские месяцесловы.
Рис. 1. Свв. Кирилл и Мефодий. Мозаика из базилики Сан-Клементе.
Рис. 2. Обретение мощей Св. Климента в Херсоне. Миниатюра минология императора Василия II.
Рис. 3. Кирилл и Мефодий. Миниатюра Радзивиловской летописи.
Рис. 4. Свв. Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря Св. Наума в Македонии.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».