Все новости

Святые Кирилл и Мефодий

  • Новости храма
Святые равноапостольные братья Константин (в схиме — Кирилл) и Мефодий, просветители славян, создатели славянской письменности, родились в семье друнгария Льва в Фессалониках (мирские имена братьев, до пострижения в монашество, неизвестны). Друнгарий — командир военного подразделения в подчинении у стратига в Византийской империи. «Житие Константина» сообщает, что их отец Лев, «был благодетелен и праведен, как некогда Иов». В семье, помимо Мефодия и Константина, было еще пятеро сыновей. Константин был младшим среди них, родившимся около 827 г. Предание повествует, что, будучи младенцем, он отказался от молока кормилицы, требуя только материнской груди. В возрасте семи лет отроку приснился сон, на котором ему предстояло выбрать невесту из всех девиц города. Мальчик избрал самую прекрасную, по имени София, то есть мудрость. Эта аллегорическая притча показывает, что будущий просветитель славян с детства предпочел ученость и науку всем мирским пристрастиям. Призвание к монашеству он почувствовал также в отрочестве, после того как во время охоты к нему не вернулся любимый ястреб.

Константину удалось получить хорошее образование в Константинополе, в школе Магнавры, благодаря поддержке императорского логофета Феоктиста (управляющий ведомством). Учителями и наставниками Константина были Фотий, будущий Патриарх Константинопольский, и Лев Математик — лучшие светила науки своего времени. После окончания обучения логофет Феоктист предлагал юноше занять высокую административную должность, вступить в брак со своей духовной дочерью и в будущем стать стратигом (высшая военная и гражданская должность территориального округа — фемы). Он отказался, став преподавателем философии. Согласно данным «Жития», в это время Константин вступил в богословский спор с бывшим патриархом — иконоборцем Иоанном Грамматиком, и восторжествовал над последним.

В 50-е гг. IX в. Константин участвует в дипломатической миссии асикрита Георгия в Багдаде, столице Арабского халифата. Ему представилась возможность познакомиться с культурой Востока, вступить в диспут с исламскими проповедниками, над которыми он опять-таки взял верх. После этого Константин на несколько лет отстранился от мирской жизни, поселившись на горе Олимп у Мраморного моря, где уже несколько лет в монашестве подвизался и его брат Мефодий (рис. 1). Эти годы ушли на углубление познаний и чтение книг. Иногда исследователи предполагают, что уже в это время братья приступили к работе по созданию азбуки для славян, живших в Византийской империи.

В 860 г. Константин вновь вернулся к активной деятельности, войдя в состав византийского посольства, направляемого в Хазарский каганат. Помимо мирских целей — дипломатических переговоров и выкупа пленных — Константину поручалось по возможности содействовать крещению кагана хазар и его подданных. По пути в Хазарию он остановился в Крыму, в Херсонесе-Херсоне, где организовал и инициировал обретение мощей Римского папы священномученика Климента, давно причтенного к лику святых. Это памятное для Херсона и всей церкви событие случилось 30 января 861 г. Прежнее место почитания — меморий Климента на островке в Казачьей бухте — к этому времени уже обветшал и заливался волнами, гробница была утрачена, над развалинами мемориальной постройки образовался холм, который и был раскопан участниками экспедиции Константина. После обретения останков митрополит Херсона Георгий отслужил торжественную литию и лично взял мощи, направляясь в город. У западных ворот Херсона процессию встретил стратиг Никифор — глава византийской администрации Таврики, после чего мощи перенесли в храм Св. Созонта в предместье, церковь Леонтия, и наконец, в главный храм — базилику Св. Апостолов. Константин отправил подробный отчет в Рим о происшествии, которые использовал папский библиотекарь Анастасий при составлении «Похвалы Клименту» и гимнов. Во время пребывания в Херсоне Константин также изучал еврейский, самаритянский, хазарский и, возможно, сирийский языки (рис. 2).

Посольство в Хазарию закончилось крещением около 200 человек и подтверждением дружеских отношений между государствами, но главная цель — крещение правителя и христианизация всей страны — достигнута не была. По преданию, после возвращения Константин еще раз побывал в Крыму, крестив язычников, находившихся в районе Фул, и срубил их священный дуб. После этого Константин возвратился в столицу, Константинополь, где жил при храме Св. Апостолов.

В 863 г. в Константинополь прибыло посольство князя Великой Моравии Ростислава, который просил императора содействовать переводу богослужебных книг на славянский язык. В следующем году братья отправились в Моравию, где под их руководством был разработан первый вариант славянской азбуки (глаголица). Братья вели активную переводческую деятельность, но вступили в конфликт с немецким духовенством, выступавшим против славянской азбуки (рис. 3). После четырех лет пребывания в Моравии Константин и Мефодий отправились на Запад, чтобы добиться создания отдельной епископии для славян. В 866/867 гг. они находятся в Венеции, где участвуют в церковном соборе. Константин горячо защищает право славян на богослужение на родном языке. После этого они направились в Рим, где заручились поддержкой Папы. Константин привез в город часть мощей Св. Климента. Папа одобрил идею, но посвятил учеников Константина лишь во священники, вопрос с созданием церковной организации затягивался. Константин, принявший перед смертью схиму с именем Кирилл, умер в Риме в 869 г. Мефодий получил сан архиепископа Моравского и вернулся в Моравию, но политическая обстановка к этому времени изменилась. Латинское духовенство, вопреки поддержке Папы, всячески мешало ученикам Мефодия. Мефодий умер в 885 г., а его ученики, среди которых виднейшие Климент Охридский, Горазд, Наум, Ангелларий, нашли убежище в Болгарии (рис. 4). Именно в Болгарии Св. Климентом Охридским была окончательно разработана кириллица на основе греческого алфавита. Почитание братьев как святых первоначально утвердилось в Болгарии. Вначале отмечались дни их кончины — 14 февраля и 6 апреля, позднее в церковном обиходе утвердилась «общая» дата для Св. Первоучителей славян — 11 мая старого стиля (24 мая по новому стилю). Эта дата попадает и в древнерусские месяцесловы.

Рис. 1. Свв. Кирилл и Мефодий. Мозаика из базилики Сан-Клементе.
Рис. 2. Обретение мощей Св. Климента в Херсоне. Миниатюра минология императора Василия II.
Рис. 3. Кирилл и Мефодий. Миниатюра Радзивиловской летописи.
Рис. 4. Свв. Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря Св. Наума в Македонии.

Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Фото

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель