Все новости
Святые бессребреники Косма и Дамиан
В православном предании известно несколько групп одноименных святых. Среди них Косма и Дамиан, преподобные «асийские», сыновья благочестивой христианки Феодоты, исцелявшие людей и животных на севере Сирии. Братья никогда не брали плату за лечение, следуя словам Христа: «больных исцеляйте… даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Однажды излечивший тяжелобольную Палладию Дамиан принял от нее в дар три яйца во имя Св. Троицы, что и послужило причиной его ссоры с братом, который завещал не хоронить их вместе. Впоследствии благодаря свершившемуся чуду братьев все же положили рядом. Их мощи находились в сирийском городе Феремме. По данным византийского агиографа Симеона Метафраста, святые врачи и после их кончины помогали верующим.
«Римская» традиция описывает братьев как странствующих врачей, пострадавших в Риме от нечестивого коллеги-язычника в правление императора Карина. Как и сирийские бессребреники, «римские» врачеватели также никогда не брали плату за свою помощь. Император Карин принуждал их к принесению жертв языческим богам, после чего у него искривилась шея. Лишь после покаяния и исповедания веры во Христа Карин исцелился. Братья были убиты из зависти своим бывшим наставником около 284–285 гг.
Предание об «аравийских» мучениках Косме и Дамиане относит время их страдания к эпохе гонений при Диоклетиане и Максимине (284–305). Отказавшись принести жертвы идолам, братья предстали перед судом проконсула Лисия, который неоднократно безуспешно пытался казнить их. В итоге врачи были обезглавлены в городе Эги в Киликии.
Косма и Дамиан широко почитались в Византии и во всем православном мире. Почитание свв. бессребреников фиксируется и в византийском Херсоне. Во время раскопок Г. Д. Белова в 1955 г. в XXII квартале Северного района Херсонеса была найдена бронзовая икона, изображающая Христа на троне в окружении святых. В нижнем правом углу расположен бюст св. Дамиана с благословляющей правой рукой (изображение св. Космы утрачено). В восточнославянской традиции известно «Чудо о братчине в Корсуне граде» – текст, повествующий о чудесном обращении воды в сладкий мед на пиру в честь праздника святых чудотворцев Космы и Дамиана. Хотя этот памятник отражает более поздние древнерусские реалии, нельзя исключить, что истоки сюжета были изначально связаны с Херсоном.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»
«Римская» традиция описывает братьев как странствующих врачей, пострадавших в Риме от нечестивого коллеги-язычника в правление императора Карина. Как и сирийские бессребреники, «римские» врачеватели также никогда не брали плату за свою помощь. Император Карин принуждал их к принесению жертв языческим богам, после чего у него искривилась шея. Лишь после покаяния и исповедания веры во Христа Карин исцелился. Братья были убиты из зависти своим бывшим наставником около 284–285 гг.
Предание об «аравийских» мучениках Косме и Дамиане относит время их страдания к эпохе гонений при Диоклетиане и Максимине (284–305). Отказавшись принести жертвы идолам, братья предстали перед судом проконсула Лисия, который неоднократно безуспешно пытался казнить их. В итоге врачи были обезглавлены в городе Эги в Киликии.
Косма и Дамиан широко почитались в Византии и во всем православном мире. Почитание свв. бессребреников фиксируется и в византийском Херсоне. Во время раскопок Г. Д. Белова в 1955 г. в XXII квартале Северного района Херсонеса была найдена бронзовая икона, изображающая Христа на троне в окружении святых. В нижнем правом углу расположен бюст св. Дамиана с благословляющей правой рукой (изображение св. Космы утрачено). В восточнославянской традиции известно «Чудо о братчине в Корсуне граде» – текст, повествующий о чудесном обращении воды в сладкий мед на пиру в честь праздника святых чудотворцев Космы и Дамиана. Хотя этот памятник отражает более поздние древнерусские реалии, нельзя исключить, что истоки сюжета были изначально связаны с Херсоном.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»