Все новости
Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские
1 (14 ноября) в Православной церкви отмечается память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их Феодотии.
В православном предании почитаются несколько одноименных святых: асийские, римские и аравийские. Асийские преподобные Косма и Дамиан, сыновья благочестивой христианки Феодотии, были врачами, которые исцеляли людей и животных на севере Сирии. Братья никогда не брали плату за лечение, следуя словам Христа: «больных исцеляйте… даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Однажды излечивший тяжелобольную Палладию Дамиан принял от нее в дар три яйца во имя Св. Троицы, что и послужило причиной его ссоры с братом, который завещал не хоронить их вместе. Впоследствии благодаря свершившемуся чуду братьев все же положили рядом.
В отличие от римских и аравийских мучеников, асийские бессребреники умерли своей смертью. Их мощи находились в сирийском городе Феремме. Симеон Метафраст сообщает о посмертных чудесах Космы и Дамиана Асийских, в частности, об исцелении некоего крестьянина от терзавшей его змеи, о защите от беса жены местного жителя Малха, который часто молился святым Косме и Дамиану.
Косма и Дамиан широко почитались в Византии и во всем православном мире. Почитание свв. бессребреников фиксируется и в византийском Херсоне. Во время раскопок Г. Д. Белова в 1955 г. в XXII квартале Северного района Херсонеса была найдена бронзовая икона, изображающая Христа на троне в окружении святых. В нижнем правом углу расположен бюст св. Дамиана с благословляющей правой рукой (изображение св. Космы утрачено). В восточнославянской традиции известно «Чудо о братчине в Корсуне граде» – текст, повествующий о чудесном обращении воды в сладкий мед на пиру в честь праздника святых чудотворцев Космы и Дамиана. Хотя этот памятник отражает более поздние древнерусские реалии, нельзя исключить, что истоки сюжета были связаны с Таврикой и Херсоном.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А.А. Роменский.
В православном предании почитаются несколько одноименных святых: асийские, римские и аравийские. Асийские преподобные Косма и Дамиан, сыновья благочестивой христианки Феодотии, были врачами, которые исцеляли людей и животных на севере Сирии. Братья никогда не брали плату за лечение, следуя словам Христа: «больных исцеляйте… даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Однажды излечивший тяжелобольную Палладию Дамиан принял от нее в дар три яйца во имя Св. Троицы, что и послужило причиной его ссоры с братом, который завещал не хоронить их вместе. Впоследствии благодаря свершившемуся чуду братьев все же положили рядом.
В отличие от римских и аравийских мучеников, асийские бессребреники умерли своей смертью. Их мощи находились в сирийском городе Феремме. Симеон Метафраст сообщает о посмертных чудесах Космы и Дамиана Асийских, в частности, об исцелении некоего крестьянина от терзавшей его змеи, о защите от беса жены местного жителя Малха, который часто молился святым Косме и Дамиану.
Косма и Дамиан широко почитались в Византии и во всем православном мире. Почитание свв. бессребреников фиксируется и в византийском Херсоне. Во время раскопок Г. Д. Белова в 1955 г. в XXII квартале Северного района Херсонеса была найдена бронзовая икона, изображающая Христа на троне в окружении святых. В нижнем правом углу расположен бюст св. Дамиана с благословляющей правой рукой (изображение св. Космы утрачено). В восточнославянской традиции известно «Чудо о братчине в Корсуне граде» – текст, повествующий о чудесном обращении воды в сладкий мед на пиру в честь праздника святых чудотворцев Космы и Дамиана. Хотя этот памятник отражает более поздние древнерусские реалии, нельзя исключить, что истоки сюжета были связаны с Таврикой и Херсоном.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А.А. Роменский.