Все новости
Святой Кирилл Иерусалимский
Кирилл последовательно прошел все степени священства: он был рукоположен во диакона и пресвитера своим предшественником на Иерусалимской кафедре, епископом Максимом, после кончины которого в 348 г. возглавил христианскую общину города. В это время Иерусалим в церковном отношении подчинялся архиерею Кесарии Палестинской, конфликты с которым приводили к неоднократному смещению Кирилла с кафедры. Акакий Кесарийский был арианином, Кирилл же последовательно отстаивал православное учение о Троице. Кроме того, ситуация осложнялась проблемой статуса Иерусалима, который после освящения храма Гроба Господня стал привлекать паломников всего христианского мира. Лишь к концу 370-х гг. споры были улажены, а Кирилл окончательно восстановлен на епископской кафедре. В 381 г. он принял участие во Втором Вселенском соборе, где благодаря ему были приняты формулировки Никео-Цареградского Символа веры. Святой Кирилл скончался в 387 г.
Главными трудами Кирилла являются «Огласительные поучения» – цикл бесед, составленный в начале его епископства на основе устных наставлений, а также «Послание к императору Констанцию», написанное по случаю чудесного явления креста на небе в Иерусалиме в 351 г. Святой Кирилл Иерусалимский и его труды имели особое значение для формирования литургической традиции православия. Кирилл впервые разработал и ввел в практику Иерусалимской церкви систему библейских чтений и песнопений, связанных с темой конкретного церковного праздника. В годы епископства Кирилла установилась традиция стационального богослужения, связанного с сакральной топографией Иерусалима. Эти новшества были впоследствии заимствованы другими центрами христианского Востока.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Главными трудами Кирилла являются «Огласительные поучения» – цикл бесед, составленный в начале его епископства на основе устных наставлений, а также «Послание к императору Констанцию», написанное по случаю чудесного явления креста на небе в Иерусалиме в 351 г. Святой Кирилл Иерусалимский и его труды имели особое значение для формирования литургической традиции православия. Кирилл впервые разработал и ввел в практику Иерусалимской церкви систему библейских чтений и песнопений, связанных с темой конкретного церковного праздника. В годы епископства Кирилла установилась традиция стационального богослужения, связанного с сакральной топографией Иерусалима. Эти новшества были впоследствии заимствованы другими центрами христианского Востока.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»