Все новости
Святой Бессребреник из Александрии
Бессребрениками с раннехристианских времен называли людей, отличительными нравственными чертами которых являлось то, что они трудились ради блага других людей, не беря за это платы, безвозмездно. В высшей степени эта добродетель раскрывалась в христианстве, когда человек трудился «Христа ради», веря, что в каждом человеке, которому он помогает, живет Бог («Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». - Мф 25. 40). Бессребреники не просто отказывались от платы, но считали для себя милостью Божией и благом, если им предоставлялась возможность потрудиться безвозмездно, Христа ради. Бессребрениками именовались святые врачи (целители), которые бесплатно, бескорыстно, «безмездно» лечили больных. Святые врачи-бессребреники (свв. Косьма и Домиан, Пантелеимон, Трифон, Кир и др.) были очень почитаемы и в Византии, и в Древней Руси. Находка в византийском Херсоне иконы свв. Кира и Лукилиана свидетельствует о том, что в городе почитался святой врач Кир.
Согласно Житию, святой мученик и бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он принимал больных в помещении, которое находилось в церкви Трех отроков вавилонских, и лечил не только телесные, но и душевные недуги и многих обратил в христианскую веру. Узнав, что врач отвращает жителей города от почитания языческих богов, правитель приказал схватить его. Кир удалился в небольшое селение в Аравийской пустыне, где принял монашество. Там он продолжал исцелять болящих, но уже не лекарствами, а молитвой и проповедью. В период гонения на христиан, которое началось в 303 г. при императоре Диоклетиане и его соправителях, к Киру из Иерусалима пришел благочестивый воин Иоанн и стал подвизаться вместе с ним (в некоторых рукописях сказано, что Иоанн был родом из Эдессы). Когда в Канопе были схвачены три девы и их мать, Кир и Иоанн отправились туда, чтобы укрепить будущих мучениц перед страданиями. Они были арестованы и доставлены на допрос к Сириану, правителю Канопа.
Дата кончины Кира и Иоанна указана только по юлианскому календарю. Впоследствии Феофил I, архиепископ Александрийский (384–412), при содействии императора Феодосия I (379–395) воздвиг храм Апостолов в Канопе и храм Евангелистов в Минуфе, куда 28 июня свт. Кирилл, преемник Феофила, перенес мощи святых. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.
Автор: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Согласно Житию, святой мученик и бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он принимал больных в помещении, которое находилось в церкви Трех отроков вавилонских, и лечил не только телесные, но и душевные недуги и многих обратил в христианскую веру. Узнав, что врач отвращает жителей города от почитания языческих богов, правитель приказал схватить его. Кир удалился в небольшое селение в Аравийской пустыне, где принял монашество. Там он продолжал исцелять болящих, но уже не лекарствами, а молитвой и проповедью. В период гонения на христиан, которое началось в 303 г. при императоре Диоклетиане и его соправителях, к Киру из Иерусалима пришел благочестивый воин Иоанн и стал подвизаться вместе с ним (в некоторых рукописях сказано, что Иоанн был родом из Эдессы). Когда в Канопе были схвачены три девы и их мать, Кир и Иоанн отправились туда, чтобы укрепить будущих мучениц перед страданиями. Они были арестованы и доставлены на допрос к Сириану, правителю Канопа.
Дата кончины Кира и Иоанна указана только по юлианскому календарю. Впоследствии Феофил I, архиепископ Александрийский (384–412), при содействии императора Феодосия I (379–395) воздвиг храм Апостолов в Канопе и храм Евангелистов в Минуфе, куда 28 июня свт. Кирилл, преемник Феофила, перенес мощи святых. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.
Автор: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»