Все новости
Святитель Николай Мирликийский
Одним из самых почитаемых святых всего христианского мира является святой Николай, архиепископ Мир Ликийских (город на средиземноморском побережье Малой Азии), чьи пастырские труды приходятся на конец III – первую половину IV в. Он считается особым покровителем путешественников и моряков, странников и сирот, но помогает всякому, кто прибегает к его молитвенному заступничеству.
Достоверных подробностей о жизни святого известно немного. По данным агиографии, Николай родился во второй половине III в. в городе Патары (римская провинция Ликия в Малой Азии) в семье благочестивых родителей, с детских лет преуспевал в добрых делах и изучении Священного Писания. После того как, собор ликийских епископов поставил его епископом г. Миры (напрямую из мирян, согласно древней христианской традиции), св. Николай ревностно боролся с язычеством и ересями, распространяя христианскую веру. Начало служения святителя относится к эпохе правления Диоклетиана и его соправителей, отличавшихся яростными гонениями на христиан. Позже, в правление Константина Великого, согласно церковному преданию, он участвовал в I Вселенском соборе в Никее в 325 г., хотя его имени нет в древних списках участников собора. Только в поздних источниках упоминается о пощечине, якобы нанесенной Николаем еретику Арию.
В годы епископства в Мирах свт. Николай стал широко известным благодаря заботе о бедных и помощи страждущим. Так, он тайно подбросил золото соседу, чтобы спасти его дочерей от грехопадения. Жития повествуют, что св. Николай спас трех граждан города Мир, которых приговорили к казни, чудесно помог и трем константинопольским военачальникам (Непотиану, Урсу и Герпилиону), заточенным в темницу. Святитель умер в преклонном возрасте в середине IV в., но его многочисленные посмертные чудеса продолжаются до настоящего времени.
Святой Николай Мирликийский относился к числу святых, почитавшихся в византийском Херсоне. В ходе археологических раскопок города были найдены золотая накладка и костяная пластинка с его изображениями.
Мощи свт. Николая до 1087 г. хранились в базилике г. Мир, позже большая часть мощей была перенесена в итальянский город Бари, а другая часть забрана венецианцами. По преданию, святой Николай Чудотворец явился во сне некоему пресвитеру в южно-итальянском городе Бари и попросил перенести его останки из опустошенного места. Мощи угодника Божия перевезли баряне, которые отправились в Антиохию на трех кораблях с целью продажи пшеницы. На обратном пути они прибыли в Миры, зашли в церковь святого Николая, вскрыли помост и нашли раку, наполненную миром. Святое миро они вылили в сосуд, а мощи взяли с собой на корабль, несмотря на сопротивление местных жителей. Баряне спешили быстрее окончить свою экспедицию, чтобы опередить венецианцев, которые тоже стремились завладеть останками святого. 11 апреля они отправились в обратный путь из Мир, а 9 мая прибыли в Бари. Мощи Николая Чудотворца торжественно перенесли в церковь. Через год папа Урбан II освятил базилику святого Николая, в крипте которой до сих пор находится саркофаг-реликварий с мощами этого чудотворца. Праздник перенесения мощей св. Николая установлен в Русской православной церкви, Константинопольская церковь это событие не отмечает.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Достоверных подробностей о жизни святого известно немного. По данным агиографии, Николай родился во второй половине III в. в городе Патары (римская провинция Ликия в Малой Азии) в семье благочестивых родителей, с детских лет преуспевал в добрых делах и изучении Священного Писания. После того как, собор ликийских епископов поставил его епископом г. Миры (напрямую из мирян, согласно древней христианской традиции), св. Николай ревностно боролся с язычеством и ересями, распространяя христианскую веру. Начало служения святителя относится к эпохе правления Диоклетиана и его соправителей, отличавшихся яростными гонениями на христиан. Позже, в правление Константина Великого, согласно церковному преданию, он участвовал в I Вселенском соборе в Никее в 325 г., хотя его имени нет в древних списках участников собора. Только в поздних источниках упоминается о пощечине, якобы нанесенной Николаем еретику Арию.
В годы епископства в Мирах свт. Николай стал широко известным благодаря заботе о бедных и помощи страждущим. Так, он тайно подбросил золото соседу, чтобы спасти его дочерей от грехопадения. Жития повествуют, что св. Николай спас трех граждан города Мир, которых приговорили к казни, чудесно помог и трем константинопольским военачальникам (Непотиану, Урсу и Герпилиону), заточенным в темницу. Святитель умер в преклонном возрасте в середине IV в., но его многочисленные посмертные чудеса продолжаются до настоящего времени.
Святой Николай Мирликийский относился к числу святых, почитавшихся в византийском Херсоне. В ходе археологических раскопок города были найдены золотая накладка и костяная пластинка с его изображениями.
Мощи свт. Николая до 1087 г. хранились в базилике г. Мир, позже большая часть мощей была перенесена в итальянский город Бари, а другая часть забрана венецианцами. По преданию, святой Николай Чудотворец явился во сне некоему пресвитеру в южно-итальянском городе Бари и попросил перенести его останки из опустошенного места. Мощи угодника Божия перевезли баряне, которые отправились в Антиохию на трех кораблях с целью продажи пшеницы. На обратном пути они прибыли в Миры, зашли в церковь святого Николая, вскрыли помост и нашли раку, наполненную миром. Святое миро они вылили в сосуд, а мощи взяли с собой на корабль, несмотря на сопротивление местных жителей. Баряне спешили быстрее окончить свою экспедицию, чтобы опередить венецианцев, которые тоже стремились завладеть останками святого. 11 апреля они отправились в обратный путь из Мир, а 9 мая прибыли в Бари. Мощи Николая Чудотворца торжественно перенесли в церковь. Через год папа Урбан II освятил базилику святого Николая, в крипте которой до сих пор находится саркофаг-реликварий с мощами этого чудотворца. Праздник перенесения мощей св. Николая установлен в Русской православной церкви, Константинопольская церковь это событие не отмечает.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».