Все новости

Св. Мартин I

  • Новости храма
Биография иерарха до избрания на римскую кафедру известна очень скудно. В годы понтификата своего предшественника, Теодора I (642–649 гг.), он был апокрисиарием (посланником) папы в Константинополе. Ревнители православия в это время боролись с ересью монофелитства, на стороне которой выступала государственная власть Византии. Учение монофелитов декларировало, что во Христе две природы – божеская и человеческая, но одна Божественная воля. Эта доктрина возникла в результате усилий императора Ираклия и его преемников, стремившихся преодолеть противоречия между православными и еретиками-монофизитами, которые признавали только божественное естество Спасителя. Противоположное им православное учение о двух природных волях Христа было разработано в трудах св. Максима Исповедника и впоследствии догматически закреплено на VI Вселенском соборе.

Уже предшественник Мартина собирался осудить монофелитство и созвать собор в Риме, но скончался во время его подготовки в 649 г. На место Теодора был избран Мартин, однако его интронизация не была признана правящим императором-монофелитом Константом II. Тем не менее позиция Константа II была осуждена на Латеранском соборе 649 г., а сторонники монофелитства – константинопольские патриархи – преданы анафеме. Император направил в Италию своего экзарха Олимпия, который попытался арестовать и убить Мартина, однако этот замысел провалился, а Олимпий впоследствии узурпировал власть в регионе.

После Латеранского собора папа Мартин разослал послания западным и восточным иерархам, а также вступил в переписку с императором Константом, излагая аргументы в пользу православного учения. Однако конфликт с властями сгладить не удалось. В 653 г. в Равенну (центр византийских владений в Италии) был назначен новый экзарх Феодор Каллиопа, который с войсками подошел к Риму. 17 июля 653 г. папа Мартин был задержан в Латеранской базилике отрядом Каллиопы, который по указу императора объявил о его низложении. Затем тяжело больного, страдавшего подагрой понтифика доставили на остров Наксос, а затем в Константинополь. В столице империи Мартин предстал перед судом синклита. Ему предъявили не только богословские, но и политические обвинения, в частности, связь с узурпатором Олимпием. Папа провел длительное время в константинопольских тюрьмах, подвергся экзекуции на ипподроме, однако император воздержался от казни Мартина, у которого было много сторонников.

После злоключений в Константинополе иерарх был отправлен в Херсон – центр византийской Юго-Западной Таврики, который издавна использовался в качестве места ссылки политических или религиозных противников ромейских императоров. Корабль со ссыльным папой отправился из Константинополя 26 марта 655 г., и прибыл в Херсон в середине мая, совершая, видимо, неспешное каботажное плавание с несколькими стоянками. Сохранились два письма, отправленные Мартином из места ссылки. В первом понтифик описывает своему корреспонденту голод и нужду, окружающую его, и надеется на получение средств из Италии, которые должны были облегчить его участь. В следующем письме, отправленном за несколько дней до кончины, Мартин сетует на дороговизну и недостаток хлеба, описывает бесчеловечность и языческие нравы местных обитателей. Святитель скончался 16 сентября 655 г. Существует гипотеза о том, что он мог находиться не в самом Херсоне, а в городском предместье на Гераклейском полуострове, в районе Казачьей бухты. Подвижник веры был похоронен на загородном некрополе Херсона, его мощи находились в храме Богоматери Влахернской, их часто посещали паломники. Сохранились свидетельства о чудесах на гробнице святого. Память св. Мартина изначально отмечалась 16 сентября, согласно студийской традиции – 13 апреля, под 14 апреля – в месяцесловах иерусалимской традиции. Дата 14 апреля старого стиля (27 по григорианскому календарю) фигурирует в современной литургической практике Русской православной церкви.

Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Иллюстрация: св. Мартин Римский, миниатюра минология Василия II, Ватиканская библиотека

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель