Все новости
Св. Мартин I
Биография иерарха до избрания на римскую кафедру известна очень скудно. В годы понтификата своего предшественника, Теодора I (642–649 гг.), он был апокрисиарием (посланником) папы в Константинополе. Ревнители православия в это время боролись с ересью монофелитства, на стороне которой выступала государственная власть Византии. Учение монофелитов декларировало, что во Христе две природы – божеская и человеческая, но одна Божественная воля. Эта доктрина возникла в результате усилий императора Ираклия и его преемников, стремившихся преодолеть противоречия между православными и еретиками-монофизитами, которые признавали только божественное естество Спасителя. Противоположное им православное учение о двух природных волях Христа было разработано в трудах св. Максима Исповедника и впоследствии догматически закреплено на VI Вселенском соборе.
Уже предшественник Мартина собирался осудить монофелитство и созвать собор в Риме, но скончался во время его подготовки в 649 г. На место Теодора был избран Мартин, однако его интронизация не была признана правящим императором-монофелитом Константом II. Тем не менее позиция Константа II была осуждена на Латеранском соборе 649 г., а сторонники монофелитства – константинопольские патриархи – преданы анафеме. Император направил в Италию своего экзарха Олимпия, который попытался арестовать и убить Мартина, однако этот замысел провалился, а Олимпий впоследствии узурпировал власть в регионе.
После Латеранского собора папа Мартин разослал послания западным и восточным иерархам, а также вступил в переписку с императором Константом, излагая аргументы в пользу православного учения. Однако конфликт с властями сгладить не удалось. В 653 г. в Равенну (центр византийских владений в Италии) был назначен новый экзарх Феодор Каллиопа, который с войсками подошел к Риму. 17 июля 653 г. папа Мартин был задержан в Латеранской базилике отрядом Каллиопы, который по указу императора объявил о его низложении. Затем тяжело больного, страдавшего подагрой понтифика доставили на остров Наксос, а затем в Константинополь. В столице империи Мартин предстал перед судом синклита. Ему предъявили не только богословские, но и политические обвинения, в частности, связь с узурпатором Олимпием. Папа провел длительное время в константинопольских тюрьмах, подвергся экзекуции на ипподроме, однако император воздержался от казни Мартина, у которого было много сторонников.
После злоключений в Константинополе иерарх был отправлен в Херсон – центр византийской Юго-Западной Таврики, который издавна использовался в качестве места ссылки политических или религиозных противников ромейских императоров. Корабль со ссыльным папой отправился из Константинополя 26 марта 655 г., и прибыл в Херсон в середине мая, совершая, видимо, неспешное каботажное плавание с несколькими стоянками. Сохранились два письма, отправленные Мартином из места ссылки. В первом понтифик описывает своему корреспонденту голод и нужду, окружающую его, и надеется на получение средств из Италии, которые должны были облегчить его участь. В следующем письме, отправленном за несколько дней до кончины, Мартин сетует на дороговизну и недостаток хлеба, описывает бесчеловечность и языческие нравы местных обитателей. Святитель скончался 16 сентября 655 г. Существует гипотеза о том, что он мог находиться не в самом Херсоне, а в городском предместье на Гераклейском полуострове, в районе Казачьей бухты. Подвижник веры был похоронен на загородном некрополе Херсона, его мощи находились в храме Богоматери Влахернской, их часто посещали паломники. Сохранились свидетельства о чудесах на гробнице святого. Память св. Мартина изначально отмечалась 16 сентября, согласно студийской традиции – 13 апреля, под 14 апреля – в месяцесловах иерусалимской традиции. Дата 14 апреля старого стиля (27 по григорианскому календарю) фигурирует в современной литургической практике Русской православной церкви.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Иллюстрация: св. Мартин Римский, миниатюра минология Василия II, Ватиканская библиотека
Уже предшественник Мартина собирался осудить монофелитство и созвать собор в Риме, но скончался во время его подготовки в 649 г. На место Теодора был избран Мартин, однако его интронизация не была признана правящим императором-монофелитом Константом II. Тем не менее позиция Константа II была осуждена на Латеранском соборе 649 г., а сторонники монофелитства – константинопольские патриархи – преданы анафеме. Император направил в Италию своего экзарха Олимпия, который попытался арестовать и убить Мартина, однако этот замысел провалился, а Олимпий впоследствии узурпировал власть в регионе.
После Латеранского собора папа Мартин разослал послания западным и восточным иерархам, а также вступил в переписку с императором Константом, излагая аргументы в пользу православного учения. Однако конфликт с властями сгладить не удалось. В 653 г. в Равенну (центр византийских владений в Италии) был назначен новый экзарх Феодор Каллиопа, который с войсками подошел к Риму. 17 июля 653 г. папа Мартин был задержан в Латеранской базилике отрядом Каллиопы, который по указу императора объявил о его низложении. Затем тяжело больного, страдавшего подагрой понтифика доставили на остров Наксос, а затем в Константинополь. В столице империи Мартин предстал перед судом синклита. Ему предъявили не только богословские, но и политические обвинения, в частности, связь с узурпатором Олимпием. Папа провел длительное время в константинопольских тюрьмах, подвергся экзекуции на ипподроме, однако император воздержался от казни Мартина, у которого было много сторонников.
После злоключений в Константинополе иерарх был отправлен в Херсон – центр византийской Юго-Западной Таврики, который издавна использовался в качестве места ссылки политических или религиозных противников ромейских императоров. Корабль со ссыльным папой отправился из Константинополя 26 марта 655 г., и прибыл в Херсон в середине мая, совершая, видимо, неспешное каботажное плавание с несколькими стоянками. Сохранились два письма, отправленные Мартином из места ссылки. В первом понтифик описывает своему корреспонденту голод и нужду, окружающую его, и надеется на получение средств из Италии, которые должны были облегчить его участь. В следующем письме, отправленном за несколько дней до кончины, Мартин сетует на дороговизну и недостаток хлеба, описывает бесчеловечность и языческие нравы местных обитателей. Святитель скончался 16 сентября 655 г. Существует гипотеза о том, что он мог находиться не в самом Херсоне, а в городском предместье на Гераклейском полуострове, в районе Казачьей бухты. Подвижник веры был похоронен на загородном некрополе Херсона, его мощи находились в храме Богоматери Влахернской, их часто посещали паломники. Сохранились свидетельства о чудесах на гробнице святого. Память св. Мартина изначально отмечалась 16 сентября, согласно студийской традиции – 13 апреля, под 14 апреля – в месяцесловах иерусалимской традиции. Дата 14 апреля старого стиля (27 по григорианскому календарю) фигурирует в современной литургической практике Русской православной церкви.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Иллюстрация: св. Мартин Римский, миниатюра минология Василия II, Ватиканская библиотека