Все новости

Сразу две капсульные выставки представляет Херсонес к Новому году

В преддверии зимних праздников посетители музея-заповедника смогут ознакомиться с уникальными артефактами в здании Византийской экспозиции. С 26 декабря в холле малого зала открыта капсульная выставка «Костяные орудия для орнаментации лепной посуды в эпоху бронзы», а в основном зале – выставка одного экспоната «Рождество в Византии. Из Константинополя в Херсонес».

Познакомиться с гончарным ремеслом и национальными узорами можно будет в экспозиции «Костяные орудия для орнаментации лепной посуды в эпоху бронзы». Посетители узнают, что изготавливать керамику первобытные люди научились еще во времена неолита, а глиняная посуда в разные периоды истории украшалась орнаментом – специфическим видом изобразительного искусства, который в символической форме отражает внутренний и внешний мир человека.

Многообразие знаков традиционного орнамента несло в себе зашифрованные смыслы. Они были понятны как ремесленникам, так и тем, кто пользовался посудой, поскольку отражали дух эпохи, магические представления и религиозные верования. Некоторые виды орнаментов были широко распространены одновременно у многих народов мира. Самыми простыми являются узоры из прямых горизонтальных и вертикальных линий: первые символизируют поверхность земли, вторые – дождь, грозу.

На выставке «Рождество в Византии. Из Константинополя в Херсонес» представлена миниатюрная икона Рождество Христово, вырезанная на стеатитовой пластинке. Она была изготовлена столичными мастерами в Константинополе в конце XI‒XII вв. Миниатюрная херсонесская икона, отличающаяся тонкой резьбой и тщательностью исполнения, сохранилась фрагментарно, но прекрасно читается. В центре композиции можно увидеть возлежащую на одре Богоматерь, рядом в яслях ‒ спеленутого Младенца. Над ним склонились вол и осел ‒ символы иудейского и языческого народов, которым равно принес спасение Христос.

Справа над Иисусом изображен благословляющий и славословящий Ангел, несущий весть о Рождестве роду человеческому. В нижней левой части можно увидеть погруженного в раздумья Иосифа Обручника, беседующего со старцем с посохом, а правее – сцену омовения Младенца. Примечательно, что византийская иконография Рождества Христова стала основой для всех последующих икон и фресок на этот сюжет, в том числе древнерусских.

Приглашаем вас ознакомиться с экспозицией «Костяные орудия для орнаментации лепной посуды в эпоху бронзы» до 7 января, а с «Рождеством в Византии. Из Константинополя в Херсонес» – до 31 января. Посетить обе выставки можно бесплатно со вторника по воскресенье.

Приходите и окунитесь в историю в Херсонесе Таврическом!

Фото

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель