Все новости

Сокровища древних ювелиров

31 января во всём мире отмечают замечательный профессиональный праздник – Международный день ювелира. Отдавая дань представителям этой прекрасной профессии, мы хотели бы рассказать о ювелирном искусстве Херсонеса Таврического и о подлинных сокровищах, найденных на его территории.

История изготовления украшений из драгоценных металлов уходит корнями в далёкое прошлое. Уже к концу IV тыс. до н.э. в Шумерском царстве были распространены цилиндрические печати из разноцветных халцедонов, покрывавшиеся резными узорами тонкой работы. Качество обработки поделочных камней в древней Месопотамии и Египте достигло очень высокого уровня – здесь их умели полировать, сверлить, украшать резьбой. Дальнейшее развитие ювелирного ремесла и превращение его в подлинное искусство связано с Древней Грецией. Город Херсонес, основанный греками на северном берегу Чёрного моря, в этом отношении также не был исключением.

У херсонесских мастеров – создателей ювелирных украшений – не было местной сырьевой базы. Поэтому золото, серебро и драгоценные камни, использовавшиеся при изготовлении серег, браслетов, ожерелий и колец, как и металлы для чеканки монет, городу приходилось импортировать. Хотя о существовании ювелирного производства в Херсонесе IV–III веков до н. э. некоторые исследователи говорят лишь предположительно, начиная с конца III – начала II веков до н. э. в городе, вероятно, появляются собственные мастера-ювелиры. При этом высокохудожественные изделия из драгоценных металлов были привозными (из различных средиземноморских центров, с Боспора), а более простые — изготавливались на месте.

Замечательные ювелирные украшения, датируемые IV веком до н. э., обнаружены в конце XIX века К. К. Косцюшко-Валюжиничем. При раскопках склепа № 1012 у подножия херсонесской оборонительной стены он исследовал захоронения с кремированными останками членов богатой и знатной семьи. Среди находок была урна с прахом женщины, в которую был помещен набор великолепных драгоценностей (в качестве погребального инвентаря использовались дорогие умершему предметы или те, что могли пригодиться ему в загробной жизни). Одно из таких украшений – золотое ожерелье со звеном в виде «гераклова узла» (особый орнамент, представляющий собой соединение двух петель в один неразрывный узел). Культ Геракла был чрезвычайно популярен в Херсонесе, потому что именно этот герой считался предком дорийцев и входил в число покровителей и защитников древнего города.


Ожерелье со звеном в виде гераклова узла. Конец IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 211)

Ещё одной важной находкой Косцюшко-Валюжинича в склепе № 1012 Херсонеса стала пара золотых серег с многофигурными группами на ладьевидных подвесках, одна из которых значительно пострадала от огня погребального костра. Эти серьги, как и ожерелье с геракловым узлом, богато украшены зернью (техника, представляющая собой капельки золота или серебра, напаянные на ювелирное изделие). На каждой из ладьевидных подвесок находится колесница с богиней победы Никой, управляющей четвёркой лошадей. Роскошные золотые серьги считаются одними из лучших в Северном Причерноморье, хотя подобные им найдены и при раскопках в Феодосии.


Серьги с многофигурными группами на ладьевидных подвесках. Последняя треть IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 206)

Кроме упомянутых серег и ожерелья, захоронение № 1012 содержало и группу более скромных украшений, а также несколько редких и изящных перстней-печатей. На одном из них изображена Афина Никефорос (богиня опирается на щит, на её правой руке стоит крылатая Ника с венком), а на втором вырезаны лук и палица – атрибуты Геракла. Образцом для печатей на перстнях послужили монеты македонских или фракийских царей.


Перстень-печать с изображением Афины-Никефорос. Конец IV – начало III века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 209)

Перстень-печать с изображением лука и палицы. Середина – третья четверть IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 208)

Ювелирных изделий, относящихся к первым векам новой эры, нам известно значительно больше. В это время техника изготовления золотых изделий стала проще. Исключение составляет известное ожерелье I века н.э. с подвеской-бабочкой. В медальоны и подвеску украшения вставлены драгоценные и полудрагоценные камни (гранаты-альмандины, изумруд, аметист, горный хрусталь), а само оно является шедевром ювелирного искусства того времени.

Ожерелье с подвеской в виде фигурки бабочки. I век н. э. Золото, изумруд, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, мёртвый жемчуг. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 256)

Помимо редких и дорогих ювелирных изделий, судя по всему, принадлежавших херсонесской знати, в древнем городе носили и более скромные украшения из полудрагоценных камней и непрозрачного стекла, а также серьги и браслеты со скульптурными головами животных. Некоторые из них (например, золотые серьги в виде бычьих голов) хранятся в фондах музея-заповедника, а другие (в частности, бусы из сердолика, горного хрусталя, халцедона и агата) представлены в Античной экспозиции музея-заповедника.


Бусы из сердолика, горного хрусталя, халцедона и агата (справа). Античность. Экспозиция античной истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»

В период Средних веков многие произведения мастеров-ювелиров были связаны с религиозной тематикой (нательные кресты, церковная утварь и прочее). Однако среди жителей города пользовались популярностью и простые, незамысловатые украшения (например, проволочные кольца и серьги, витые браслеты, подвески в виде полумесяца – лунницы). Херсонские ремесленники работали как с драгоценными металлами, так и с медью. При раскопках жилых кварталов было найдено несколько каменных форм для отливки подобных изделий.


Ожерелья из стеклянных бусин. X–XIII века. Восточное Средиземноморье. Экспозиция средневековой истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Многие ювелирные изделия, найденные при раскопках херсонесского городища и некрополя ещё в конце XIX – начале XX веков, в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже и Государственном историческом музее. Однако современные технологии позволяют познакомиться с некоторыми из этих шедевров в стенах Античной экспозиции Херсонесского музея-заповедника, где представлены их 3D-модели.

Сотрудники музея-заповедника «Херсонес Таврический» от души поздравляют мастеров ювелирного искусства с праздником и желают им вдохновения и новых шедевров! Спасибо, что делаете нашу жизнь прекраснее!

Фото

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси