Все новости
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21 (8) ноября в Православной церкви отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. По сведениям свт. Димитрия Ростовского, праздник Небесным Силам был установлен на поместном Лаодикийском соборе, 35-е правило которого осуждает тех еретиков, кто поклоняется ангелам вместо Бога. Христианское учение о Небесных Силах изложено в труде св. Дионисия Ареопагита, который выделял девять ангельских чинов, разделенных на три иерархии: первая – Серафимы, Херувимы и Престолы; вторая – Господства, Силы и Власти и третья – Начала, Архангелы и Ангелы.
Михаил – одно из древнейших семитских имен, означающее в переводе «Кто как Бог». По церковному преданию, Михаил является первым из архангелов, «вождем воинства Господня» (Нав. 5. 14–15), с чем и связано его именование «архистратигом», т.е. главным военачальником. Православная традиция связывает с архангелом Михаилом описанные в Ветхом Завете случаи явления ангела, не названного по имени. Упоминание о Михаиле содержится в Книге пророка Даниила (Дан. 10: 13, 10: 21, 12: 1), в Послании св. апостола Иуды, где сообщается о споре архангела с диаволом о теле Моисея (Иуд. 1:9), а также в «Откровении» Иоанна Богослова (Михаил фигурирует как предводитель ангелов, воевавших на небесах против сатаны и низвергших его (Откр. 12: 7–9)). В иудейской и христианской апокрифической традиции Михаил является главой всех ангелов, заступником народа Израиля. Михаилу нередко усваивается задача сопровождения души после смерти, существует представление о том, что он будет участвовать на Страшном суде, ходатайствуя о грешниках перед Богом.
В Византии архангел Михаил, наряду с Гавриилом, почитался как один из «чиноначальников» («таксиархов»), ему посвящалось большое количество храмов, из которых около 35 – только в Константинополе. Архангелу Михаилу посвящен ряд памятников византийской агиографической литературы, среди которых энкомий (похвальное слово) Хрисиппа, написанный в V в.; «Чудо архангела Михаила в Хонех», известное в семи редакциях; «Собрание чудес Михаила», написанное диаконом Панталеоном в правление императора Михаила III (между 843 и 867 гг.), «Слово о чудесах Михаила», составленное Михаилом Пселлом в конце XI в., и другие. Архангела Михаила почитали как победителя демонов и покровителя христианского воинства, защитника от язычников, а также целителя. Почитание архистратига Михаила было широко распространено и на Руси. В народном фольклоре славян «Михайлов день» связывается с началом зимних холодов.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский
Михаил – одно из древнейших семитских имен, означающее в переводе «Кто как Бог». По церковному преданию, Михаил является первым из архангелов, «вождем воинства Господня» (Нав. 5. 14–15), с чем и связано его именование «архистратигом», т.е. главным военачальником. Православная традиция связывает с архангелом Михаилом описанные в Ветхом Завете случаи явления ангела, не названного по имени. Упоминание о Михаиле содержится в Книге пророка Даниила (Дан. 10: 13, 10: 21, 12: 1), в Послании св. апостола Иуды, где сообщается о споре архангела с диаволом о теле Моисея (Иуд. 1:9), а также в «Откровении» Иоанна Богослова (Михаил фигурирует как предводитель ангелов, воевавших на небесах против сатаны и низвергших его (Откр. 12: 7–9)). В иудейской и христианской апокрифической традиции Михаил является главой всех ангелов, заступником народа Израиля. Михаилу нередко усваивается задача сопровождения души после смерти, существует представление о том, что он будет участвовать на Страшном суде, ходатайствуя о грешниках перед Богом.
В Византии архангел Михаил, наряду с Гавриилом, почитался как один из «чиноначальников» («таксиархов»), ему посвящалось большое количество храмов, из которых около 35 – только в Константинополе. Архангелу Михаилу посвящен ряд памятников византийской агиографической литературы, среди которых энкомий (похвальное слово) Хрисиппа, написанный в V в.; «Чудо архангела Михаила в Хонех», известное в семи редакциях; «Собрание чудес Михаила», написанное диаконом Панталеоном в правление императора Михаила III (между 843 и 867 гг.), «Слово о чудесах Михаила», составленное Михаилом Пселлом в конце XI в., и другие. Архангела Михаила почитали как победителя демонов и покровителя христианского воинства, защитника от язычников, а также целителя. Почитание архистратига Михаила было широко распространено и на Руси. В народном фольклоре славян «Михайлов день» связывается с началом зимних холодов.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский