Все новости
Пророк Илия
2 августа (20 июля по юлианскому календарю) в Православной Церкви отмечается память Илии – одного из ветхозаветных пророков, чье служение приходилось на время правления царей Ахава (874–853 гг. до н. э.) и Охозии (853–852 гг. до н. э.) в Израильском царстве. Сведения о деятельности пророка, его борьбе против культа Ваала содержатся в Ветхом Завете, в Третьей и Четвертой Книге Царств (3 Цар. 17:1–19, 18; 21:17–28; 4 Цар. 1:3–17; 2:1–18). Илия, чье имя переводится как «Бог мой Господь» происходил из города Фесва в Заиорданье.
Когда царь Ахав заключил брак с дочерью царя Сидона Иезавелью и вследствие этого отступил от единобожия, введя культ финикийского божества Ваала в Самарии, за отступничество от веры Израиль был наказан трехлетней засухой. Илия был одним из ста пророков, спасшихся от гонений Иезавели. Вначале он скрывался у потока Хораф к востоку от Иордана, где вороны приносили ему пищу, а затем поселился в Сарепте, в доме у вдовы, у которой по молитве к Богу воскресил умершего сына. После трехлетней засухи, повинуясь Богу, Илия встретился с Ахавом, чтобы вступить в состязание со жрецами Ваала на горе Кармил. Были подготовлены два жертвенника, к которым не подносили огня, ожидая, когда огонь сойдет с небес, и «Тот… который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Цар. 18:24). Илия восстановил жертвенник Господа из двенадцати камней, повелев трижды залить его водой. После молитвы Илии снизошел огонь с неба, тогда как служители Ваала не смогли ничего сделать, и народ снова уверовал единому Богу.
Илия приказал схватить жрецов Ваала и убил их у потока Киссон, после чего пошел дождь. Спасаясь от гнева нечестивой Иезавели, пророк бежал в Вирсавию, а затем ушел в пустыню, где его питал Ангел Господень, и сорок дней шел к горе Хорив (Синай). В пещере на горе Хорив Бог явился Илии и приказал ему возвращаться и помазать «Азаила в царя над Сириею, а Ииуя… в царя над Израилем; Елисея же… в пророка вместо себя (3 Цар. 19:15–16). Илия призвал Елисея к себе в ученики, бросив на него свою милоть (верхнюю одежду из овечьей шерсти). За беззаконное убийство Навуфея и овладение его виноградником Илия предсказывает смерть Ахаву и его семье, но за покаяние царя исполнение пророчества было отложено на правление его сына (3 Цар. 21:20–29). После гибели Ахава в сражении с сирийцами его сын Охозия обратился к аккаронскому божеству Вельзевулу, за что, по слову Господа, Илия предсказал ему смерть (4 Цар. 1:2–6). Охозия дважды посылал пятьдесят воинов, чтобы схватить Илию, но они были сожжены огнем, с третьей полусотней воинов пророк сам явился к царю и уведомил его о скорой смерти, что и сбылось. После этого, перейдя Иордан вместе с Елисеем, Илия был вознесен на небо на огненной колеснице (4 Цар. 2:1–11).
После Вавилонского пленения развиваются эсхатологические представления евреев о том, что Илия должен вернуться на землю накануне конца времен. Согласно Евангелиям, Пророк Илия вместе с Моисеем явился Иисусу Христу во время Преображения на горе Фавор (Мк. 9:2–7; Лк. 9:30–31; Мф. 17:3–5) История жизни Илии, описанная в Ветхом Завете, трактуется Отцами Церкви как прообраз служения Иисуса.
Почитание пророка Илии было широко распространено как в Византии, так и на Руси. Илия считался святым покровителем василевсов Македонской династии, в частности, ее основателя, Василия I. По сведениям Начальной летописи, в честь пророка Илии был назван первый христианский храм Киева, в котором приносили присягу на утверждение условий договора с Византией в 944 г. крещеные варяги. У восточных славян сложилось представление о том, что пророк Илия управляет природными стихиями. Ильин день в фольклоре считался поворотом на зиму; в народе говорили: «Илья лето кончает — жито зачинает». После этого дня было запрещено купаться в водоемах и можно было собирать плоды нового урожая.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Когда царь Ахав заключил брак с дочерью царя Сидона Иезавелью и вследствие этого отступил от единобожия, введя культ финикийского божества Ваала в Самарии, за отступничество от веры Израиль был наказан трехлетней засухой. Илия был одним из ста пророков, спасшихся от гонений Иезавели. Вначале он скрывался у потока Хораф к востоку от Иордана, где вороны приносили ему пищу, а затем поселился в Сарепте, в доме у вдовы, у которой по молитве к Богу воскресил умершего сына. После трехлетней засухи, повинуясь Богу, Илия встретился с Ахавом, чтобы вступить в состязание со жрецами Ваала на горе Кармил. Были подготовлены два жертвенника, к которым не подносили огня, ожидая, когда огонь сойдет с небес, и «Тот… который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Цар. 18:24). Илия восстановил жертвенник Господа из двенадцати камней, повелев трижды залить его водой. После молитвы Илии снизошел огонь с неба, тогда как служители Ваала не смогли ничего сделать, и народ снова уверовал единому Богу.
Илия приказал схватить жрецов Ваала и убил их у потока Киссон, после чего пошел дождь. Спасаясь от гнева нечестивой Иезавели, пророк бежал в Вирсавию, а затем ушел в пустыню, где его питал Ангел Господень, и сорок дней шел к горе Хорив (Синай). В пещере на горе Хорив Бог явился Илии и приказал ему возвращаться и помазать «Азаила в царя над Сириею, а Ииуя… в царя над Израилем; Елисея же… в пророка вместо себя (3 Цар. 19:15–16). Илия призвал Елисея к себе в ученики, бросив на него свою милоть (верхнюю одежду из овечьей шерсти). За беззаконное убийство Навуфея и овладение его виноградником Илия предсказывает смерть Ахаву и его семье, но за покаяние царя исполнение пророчества было отложено на правление его сына (3 Цар. 21:20–29). После гибели Ахава в сражении с сирийцами его сын Охозия обратился к аккаронскому божеству Вельзевулу, за что, по слову Господа, Илия предсказал ему смерть (4 Цар. 1:2–6). Охозия дважды посылал пятьдесят воинов, чтобы схватить Илию, но они были сожжены огнем, с третьей полусотней воинов пророк сам явился к царю и уведомил его о скорой смерти, что и сбылось. После этого, перейдя Иордан вместе с Елисеем, Илия был вознесен на небо на огненной колеснице (4 Цар. 2:1–11).
После Вавилонского пленения развиваются эсхатологические представления евреев о том, что Илия должен вернуться на землю накануне конца времен. Согласно Евангелиям, Пророк Илия вместе с Моисеем явился Иисусу Христу во время Преображения на горе Фавор (Мк. 9:2–7; Лк. 9:30–31; Мф. 17:3–5) История жизни Илии, описанная в Ветхом Завете, трактуется Отцами Церкви как прообраз служения Иисуса.
Почитание пророка Илии было широко распространено как в Византии, так и на Руси. Илия считался святым покровителем василевсов Македонской династии, в частности, ее основателя, Василия I. По сведениям Начальной летописи, в честь пророка Илии был назван первый христианский храм Киева, в котором приносили присягу на утверждение условий договора с Византией в 944 г. крещеные варяги. У восточных славян сложилось представление о том, что пророк Илия управляет природными стихиями. Ильин день в фольклоре считался поворотом на зиму; в народе говорили: «Илья лето кончает — жито зачинает». После этого дня было запрещено купаться в водоемах и можно было собирать плоды нового урожая.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»