Все новости
Преображение Господне
6 (19) августа Православная церковь отмечает день Преображения Господня, принадлежащий к числу двунадесятых праздников. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – чудесное изменение Его облика перед избранными учениками – описано в трех синоптических Евангелиях (Мф. 17: 1–9; Мк. 9: 2–10; Лк. 9: 28–36). Согласно их рассказу, это событие произошло после исповедания апостолом Петром Иисуса как «Сына Бога Живого» в Кесарии Филипповой и беседы Христа с учениками с предсказанием Его грядущих страстей, «по прошествии дней шести» (Мф. 17:1) или примерно через восемь дней (Лк. 9: 28).
Вместе с тремя учениками – Петром, а также Иаковом и Иоанном Зеведеевыми – Иисус поднялся на гору для молитвы «…и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). Вместе с Христом явились беседующие с Ним ветхозаветные пророки Моисей и Илия.
Апостол Петр сказал Спасителю: «Господи! Хорошо нам здесь быть», и предложил сделать три «кущи» (шатра) для Него, Моисея и Илии (Мф. 17: 4; Мк. 9:5; Лк. 9: 33). Светлое облако осенило их, и голос возгласил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
Апостолы испугались этого чудесного явления, но Иисус успокоил их и запретил говорить о случившемся вплоть до Своего грядущего Воскресения (Мф. 17: 6–9). Евангелия не сообщают о названии горы, на которой случилось Преображение, но христианская традиция отождествляет ее с Фавором в Галилее.
Преображение Господне означало откровение всех лиц Святой Троицы, явление божественной природы Христа в Его человеческом облике. Иоанн Златоуст указал, что это событие знаменует будущее преображение естества человека; по словам Ефрема Сирина, на горе Иисус «соединил два Завета, принятых Церковью».
Первой паломницей, посетившей Фавор в 326 г., стала равноапостольная императрица Елена, по указанию которой на месте Преображения был построен первый храм. Этот праздник был установлен Церковью довольно поздно и вначале отмечался лишь на Востоке. В обиходе Константинопольской церкви он появился не ранее VIII в. В наши дни на горе Фавор расположены православный греческий и францисканский католический монастыри.
В народе праздник Преображения Господня именуется Яблочным Спасом, поскольку в это время после литургии совершается освящение плодов нового урожая.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Вместе с тремя учениками – Петром, а также Иаковом и Иоанном Зеведеевыми – Иисус поднялся на гору для молитвы «…и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). Вместе с Христом явились беседующие с Ним ветхозаветные пророки Моисей и Илия.
Апостол Петр сказал Спасителю: «Господи! Хорошо нам здесь быть», и предложил сделать три «кущи» (шатра) для Него, Моисея и Илии (Мф. 17: 4; Мк. 9:5; Лк. 9: 33). Светлое облако осенило их, и голос возгласил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
Апостолы испугались этого чудесного явления, но Иисус успокоил их и запретил говорить о случившемся вплоть до Своего грядущего Воскресения (Мф. 17: 6–9). Евангелия не сообщают о названии горы, на которой случилось Преображение, но христианская традиция отождествляет ее с Фавором в Галилее.
Преображение Господне означало откровение всех лиц Святой Троицы, явление божественной природы Христа в Его человеческом облике. Иоанн Златоуст указал, что это событие знаменует будущее преображение естества человека; по словам Ефрема Сирина, на горе Иисус «соединил два Завета, принятых Церковью».
Первой паломницей, посетившей Фавор в 326 г., стала равноапостольная императрица Елена, по указанию которой на месте Преображения был построен первый храм. Этот праздник был установлен Церковью довольно поздно и вначале отмечался лишь на Востоке. В обиходе Константинопольской церкви он появился не ранее VIII в. В наши дни на горе Фавор расположены православный греческий и францисканский католический монастыри.
В народе праздник Преображения Господня именуется Яблочным Спасом, поскольку в это время после литургии совершается освящение плодов нового урожая.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»