Все новости
Праздник Сорока мучеников Севастийских
#христианскийхерсонес
22 марта (9 марта по юлианскому календарю) Православная Церковь отмечает память Сорока Севастийских мучеников, согласно преданию, принявших смерть за Христа в 320 году. Их имена: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
В это время восточной частью Римской империи правил Лициний, боровшийся за власть с Константином Великим. В городе Севастии (в центральной части Малой Азии) сорок воинов-христиан, каппадокийцев по происхождению, состояли под командованием Агриколая, убежденного язычника. Когда христиане отказались принести жертву римским языческим богам, военачальник повелел заключить их в темницу. Чтобы сломить дух воинов, Агриколай применял не только насилие, но и лесть, однако его усилия оказались тщетными. Впоследствии сановник Лисий организовал суд над воинами, но также не смог принудить их к отречению от Христа. В темнице мученикам явился Господь и сказал такие слова: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Евангелие от Иоанна, 11:25), что придало им сил. Святой воин Кирион всячески увещевал и поддерживал своих собратьев по оружию.
Палачи раздели воинов и оставили их ночью на льду озера, а рядом растопили баню для тех, кто согласен отступить от веры. Лишь один из истязуемых не устоял перед соблазном и направился к бане, после чего сразу упал мертвым. По воле Господа лед растаял, и вода в озере стала теплой. Когда охраняющий мучеников стражник Аглаий увидел венцы над их головами, он присоединился к ним и заявил, что тоже является христианином. На следующее утро, увидев воинов живыми, мучители перебили им голени, затем тела христиан сожгли на костре и бросили кости в воду, чтобы не допустить их почитания. Через три дня Севастийские мученики явились во сне местному епископу Петру, повелев ему предать останки погребению, что и было сделано.
В праздник Сорока Севастийских мучеников служится литургия преждеосвященных даров и ослабляется строгость поста. Почитание севастийских святых издавна установилось и на Руси, они изображены в мозаичных медальонах на северной и южной подпружных арках собора св. Софии в Киеве. В народе сложились собственные традиции, связанные с этим днем, который называют Сороки или Жаворонки. Народные приметы и поверья в этот день связаны с символикой весеннего равноденствия. Жаворонками называется обрядовое печенье в форме птиц, которое выпекается к празднику.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»
22 марта (9 марта по юлианскому календарю) Православная Церковь отмечает память Сорока Севастийских мучеников, согласно преданию, принявших смерть за Христа в 320 году. Их имена: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
В это время восточной частью Римской империи правил Лициний, боровшийся за власть с Константином Великим. В городе Севастии (в центральной части Малой Азии) сорок воинов-христиан, каппадокийцев по происхождению, состояли под командованием Агриколая, убежденного язычника. Когда христиане отказались принести жертву римским языческим богам, военачальник повелел заключить их в темницу. Чтобы сломить дух воинов, Агриколай применял не только насилие, но и лесть, однако его усилия оказались тщетными. Впоследствии сановник Лисий организовал суд над воинами, но также не смог принудить их к отречению от Христа. В темнице мученикам явился Господь и сказал такие слова: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Евангелие от Иоанна, 11:25), что придало им сил. Святой воин Кирион всячески увещевал и поддерживал своих собратьев по оружию.
Палачи раздели воинов и оставили их ночью на льду озера, а рядом растопили баню для тех, кто согласен отступить от веры. Лишь один из истязуемых не устоял перед соблазном и направился к бане, после чего сразу упал мертвым. По воле Господа лед растаял, и вода в озере стала теплой. Когда охраняющий мучеников стражник Аглаий увидел венцы над их головами, он присоединился к ним и заявил, что тоже является христианином. На следующее утро, увидев воинов живыми, мучители перебили им голени, затем тела христиан сожгли на костре и бросили кости в воду, чтобы не допустить их почитания. Через три дня Севастийские мученики явились во сне местному епископу Петру, повелев ему предать останки погребению, что и было сделано.
В праздник Сорока Севастийских мучеников служится литургия преждеосвященных даров и ослабляется строгость поста. Почитание севастийских святых издавна установилось и на Руси, они изображены в мозаичных медальонах на северной и южной подпружных арках собора св. Софии в Киеве. В народе сложились собственные традиции, связанные с этим днем, который называют Сороки или Жаворонки. Народные приметы и поверья в этот день связаны с символикой весеннего равноденствия. Жаворонками называется обрядовое печенье в форме птиц, которое выпекается к празднику.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»