Все новости
Праздник Покровá Пресвятой Богородицы
14 октября Русская православная церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы. Хотя этот праздник имеет византийские истоки, на Руси он был установлен и вошел в церковный обиход достаточно поздно ‒ лишь в XII в.
В основе находится воспоминание о чудесном явлении Богоматери святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме Константинополя.
Согласно «Житию Андрея Юродивого», Богородица в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова прошла царскими вратами и, остановившись перед алтарем, распростерла над молящимися свой сияющий омофор. Точная дата чудесного события неизвестна; на основании комплексного анализа «Жития» исследователи датируют этот памятник временем Льва VI Мудрого (начало Х века), хотя есть предположения и в пользу более ранней датировки.
Богоматерь, являясь царственной защитницей Константинополя, очень почиталась в византийской столице, откуда на Русь попало несколько чудотворных богородичных икон. Древнейшие иконографические изображения Покрова относятся к XIII в.
Закрепление праздника в церковном календаре (месяцеслове) произошло на Руси. Согласно наиболее распространенной версии, праздник Покрова был установлен князем Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами в 1164 г. Другие историки считают, что традиции праздника и его иконография сложились под византийским воздействием несколько раньше, в Киеве.
Так или иначе, особое значение день Покрова приобрел именно на Руси и в Русской православной церкви. Древнейшим храмом, освященным в честь праздника, является белокаменная церковь Покровá на Нерли ‒ «жемчужина древнерусского церковного зодчества», построенная в 1165 г. Андреем Боголюбским. Второй знаменитый древнерусский покровский храм ‒ собор Покровá Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве на Красной площади в 1555‒1561 гг. Иваном Грозным в честь покорения Казанского царства.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский
В основе находится воспоминание о чудесном явлении Богоматери святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме Константинополя.
Согласно «Житию Андрея Юродивого», Богородица в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова прошла царскими вратами и, остановившись перед алтарем, распростерла над молящимися свой сияющий омофор. Точная дата чудесного события неизвестна; на основании комплексного анализа «Жития» исследователи датируют этот памятник временем Льва VI Мудрого (начало Х века), хотя есть предположения и в пользу более ранней датировки.
Богоматерь, являясь царственной защитницей Константинополя, очень почиталась в византийской столице, откуда на Русь попало несколько чудотворных богородичных икон. Древнейшие иконографические изображения Покрова относятся к XIII в.
Закрепление праздника в церковном календаре (месяцеслове) произошло на Руси. Согласно наиболее распространенной версии, праздник Покрова был установлен князем Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами в 1164 г. Другие историки считают, что традиции праздника и его иконография сложились под византийским воздействием несколько раньше, в Киеве.
Так или иначе, особое значение день Покрова приобрел именно на Руси и в Русской православной церкви. Древнейшим храмом, освященным в честь праздника, является белокаменная церковь Покровá на Нерли ‒ «жемчужина древнерусского церковного зодчества», построенная в 1165 г. Андреем Боголюбским. Второй знаменитый древнерусский покровский храм ‒ собор Покровá Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве на Красной площади в 1555‒1561 гг. Иваном Грозным в честь покорения Казанского царства.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский