Все новости

Православная церковь вспоминает преподобного Симеона Нового Богослова

  • Новости храма
Согласно житию, составленному его учеником Никитой Стифатом, преподобный Симеон родился в 949 г. в селении Галати в Пафлагонии в знатной семье, получил блестящее светское образование в Константинополе и уже в юном возрасте занимал высокое положение при дворе, будучи приближенным императора Василия II (будущего шурина великого русского святого князя Владимира). Однако в 25 лет Симеон оставил светскую жизнь и ушел в Студийский монастырь, а в 31 год стал игуменом монастыря св. Маманта Ксирокерского, которым руководил более 20 лет. Мистическое учение прп. Симеона вызвало воинственную оппозицию, которую возглавил митрополит Стефан Никомидийский; под его влиянием церковный Синод около 1005 г. изгнал Симеона из Константинополя. Умер преподобный в монастыре св. Марины в 1022 г. В конце 1980-х годов в г. Каламосе (Греция) был создан мужской монастырь, освященный во имя преподобного Симеона Нового Богослова.

Главная тема всех произведений св. Симеона – учение о видении Божественного Света, который, согласно его учению, есть Сам Бог в Его откровении человеку, он невидим для телесных глаз, но его можно видеть «очами ума», или «очами души»; являясь человеку, Божественный свет преображает его ум, душу и тело.

Тема обóжения – сердцевина всей богословской мысли Симеона. Обóжение неразрывно связано для него с Боговоплощением. По учению св. Симеона, Бог воспринял Свою человеческую плоть от Приснодевы Марии и дал Ей взамен Свое божество; ныне в таинстве Причащения Он дает Свою плоть верующим, чтобы обóжить их. Обóжение есть полное и всецелое преображение естества человека, оно охватывает все его члены и пронизывает их светом. Хотя окончательное воскресение человеческого естества наступит в будущем веке, процесс обóжения начинается в настоящей жизни.

Церковь называет Симеона Новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия. Преподобный Симеон считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов.

Преподобный Симеон Новый Богослов оставил богатое духовное наследие. Им написаны «Деятельные и богословские главы», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». В «Последование ко Святому Причащению», которое имеется в каждом православном молитвослове, включена молитва святого Симеона Нового Богослова («От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка...»).

Образцом высокого богословия и высокой поэзии являются около 70 небольших поэм – «Гимнов Божественной любви» святого Симеона. Темы «Гимнов» очень глубоки: святая Евхаристия, монашество и мир, опыт духовного просветления и обόжения. Как и во всех творениях преподобного Симеона, в «Гимнах» утверждается вера в возможность воспринять Бога еще в этой, земной, жизни путем обόжения, через покаяние и причащение Святых Христовых Таин.

Мы предлагаем читателям сайта познакомиться с одним из Гимнов, сочиненным святым Симеоном Новым Богословом.

Гимн № 23
Путь к созерцанию Божественного света
Кто хочет увидеть сей свет невечерний,
Тот должен всегда соблюдать свое сердце
От страстных движений, от помыслов скверных,
От гнева, смущения, клятв лицемерных.
Внимать себе должен и злобы не помнить,
Людей не судить даже в помыслах сердца,
Быть внутренне чистым, в словах откровенным,
Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным.
Трапéза его пусть не будет богатой,
Молитву и пост да хранит неослабно.
И весь его подвиг, и дело любое,
И всякое слово – да будет с любовью.

Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»

На фотографии представлена мозаика с образом св. Симеона. Каламосский монастырь прп. Симеона Нового Богослова

Фото

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси