Все новости
Православная церковь отмечает память семи херсонесских епископов
Сведения о первых святителях Таврики сохранились в агиографическом источнике – «Житиях святых херсонесских епископов». Этот памятник известен в различных редакциях на греческом, латинском, старославянском, грузинском и армянском языках. Специалисты до сих пор дискутируют о времени составления «Житий»: чаще всего полагают, что они были написаны в V–VI или VII вв. Эти тексты повествуют об исторических реалиях IV в. – гонениях на христиан в эпоху Диоклетиана и их последующем торжестве в правление св. Константина Великого и его преемников. Инициативу отправления епископов в Юго-Западную Таврику источники связывают с архипастырем Иерусалимской церкви Ермоном, который послал первых предстоятелей, Ефрема и Василея, «в шестнадцатый год тирании Диоклетиана». Ефрем был направлен «в страну тавроскифов» в окрестностях Херсонеса, тогда как Василей – непосредственно в сам город.
Первоначально проповедь святого Василея не увенчалась успехом: он был вынужден скрываться от разъяренных язычников в пещере, именуемой Парфенон, а затем совершил чудо воскрешения ребенка знатных родителей, устроив над ним обряд крещения. Некоторые исследователи отождествляют указанный «Парфенон» с пещерным храмом на Главной улице Херсонесского городища, но этот вопрос остается спорным. После чуда с ребенком епископу удалось обратить многих к христианской вере, но толпа язычников предала его мучительной смерти. Св. Василей был погребен «вне стен за пределами города», вероятнее всего, в районе крестообразного мартирия у Западной базилики.
Столь же трагически окончилась и проповедь следующих пастырей, Евгения, Агафодора и Елпидия. Тела мучеников вынесли через «Мертвые ворота» и погребли на востоке от города (вероятно, в подземной галерее некрополя, расположенного на берегу Карантинной бухты). Епископ Еферий, согласно некоторым редакциям «Житий», скончался на острове в устье реки Днепра. По другой версии, он дважды ездил в Константинополь и привез оттуда «священные дары». Примечательно, что имя херсонесского епископа Еферия фигурирует в документах Второго Вселенского собора, состоявшегося в 381 г., так что его следует признать реальной исторической фигурой. Видимо, он занимал кафедру в годы правления императора Валента (364–378) и в начале царствования Феодосия I (379–395). Тем временем «миновала зима языческого безумия», и к делу распространения христианства приступил епископ Капитон. Вместе с ним император послал в Херсонес отряд из пятисот воинов во главе с Феоной. Большинство версий Житий относят епископство Капитона к годам правления св. равноапостольного Константина Великого, но «Синаксарь Константинопольской церкви» датирует его деятельность временем Феодосия Великого, что представляется более достоверным.
Капитону удалось убедить воинственных оппонентов в своей правоте с помощью чуда: войдя в разожженную для изготовления извести печь, он остался невредимым. Впоследствии из этой извести соорудили крещальню. Епископ построил и первый храм во имя св. апостола Петра. После этого христианство окончательно восторжествовало в Херсонесе. Возможно, с памятью о чуде святого Капитона в печи связано сооружение четырехапсидного храма на юго-западе города.
Вероятно, первые иерархи Херсонеса первоначально были местночтимыми святыми, позже сведения о них были зафиксированы и в константинопольском синаксаре. Херсонесских епископов почитали не только в Византии, но и в Закавказье, среди южных славян и на Руси. Самый ранний староболгарский перевод «Житий» датируется началом XI в. Образы херсонесских мучеников встречаются и в фресковой росписи собора св. Софии в Киеве.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Первоначально проповедь святого Василея не увенчалась успехом: он был вынужден скрываться от разъяренных язычников в пещере, именуемой Парфенон, а затем совершил чудо воскрешения ребенка знатных родителей, устроив над ним обряд крещения. Некоторые исследователи отождествляют указанный «Парфенон» с пещерным храмом на Главной улице Херсонесского городища, но этот вопрос остается спорным. После чуда с ребенком епископу удалось обратить многих к христианской вере, но толпа язычников предала его мучительной смерти. Св. Василей был погребен «вне стен за пределами города», вероятнее всего, в районе крестообразного мартирия у Западной базилики.
Столь же трагически окончилась и проповедь следующих пастырей, Евгения, Агафодора и Елпидия. Тела мучеников вынесли через «Мертвые ворота» и погребли на востоке от города (вероятно, в подземной галерее некрополя, расположенного на берегу Карантинной бухты). Епископ Еферий, согласно некоторым редакциям «Житий», скончался на острове в устье реки Днепра. По другой версии, он дважды ездил в Константинополь и привез оттуда «священные дары». Примечательно, что имя херсонесского епископа Еферия фигурирует в документах Второго Вселенского собора, состоявшегося в 381 г., так что его следует признать реальной исторической фигурой. Видимо, он занимал кафедру в годы правления императора Валента (364–378) и в начале царствования Феодосия I (379–395). Тем временем «миновала зима языческого безумия», и к делу распространения христианства приступил епископ Капитон. Вместе с ним император послал в Херсонес отряд из пятисот воинов во главе с Феоной. Большинство версий Житий относят епископство Капитона к годам правления св. равноапостольного Константина Великого, но «Синаксарь Константинопольской церкви» датирует его деятельность временем Феодосия Великого, что представляется более достоверным.
Капитону удалось убедить воинственных оппонентов в своей правоте с помощью чуда: войдя в разожженную для изготовления извести печь, он остался невредимым. Впоследствии из этой извести соорудили крещальню. Епископ построил и первый храм во имя св. апостола Петра. После этого христианство окончательно восторжествовало в Херсонесе. Возможно, с памятью о чуде святого Капитона в печи связано сооружение четырехапсидного храма на юго-западе города.
Вероятно, первые иерархи Херсонеса первоначально были местночтимыми святыми, позже сведения о них были зафиксированы и в константинопольском синаксаре. Херсонесских епископов почитали не только в Византии, но и в Закавказье, среди южных славян и на Руси. Самый ранний староболгарский перевод «Житий» датируется началом XI в. Образы херсонесских мучеников встречаются и в фресковой росписи собора св. Софии в Киеве.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»