Все новости

Православная церковь отмечает память семи херсонесских епископов

  • Новости храма
Сведения о первых святителях Таврики сохранились в агиографическом источнике – «Житиях святых херсонесских епископов». Этот памятник известен в различных редакциях на греческом, латинском, старославянском, грузинском и армянском языках. Специалисты до сих пор дискутируют о времени составления «Житий»: чаще всего полагают, что они были написаны в V–VI или VII вв. Эти тексты повествуют об исторических реалиях IV в. – гонениях на христиан в эпоху Диоклетиана и их последующем торжестве в правление св. Константина Великого и его преемников. Инициативу отправления епископов в Юго-Западную Таврику источники связывают с архипастырем Иерусалимской церкви Ермоном, который послал первых предстоятелей, Ефрема и Василея, «в шестнадцатый год тирании Диоклетиана». Ефрем был направлен «в страну тавроскифов» в окрестностях Херсонеса, тогда как Василей – непосредственно в сам город.

Первоначально проповедь святого Василея не увенчалась успехом: он был вынужден скрываться от разъяренных язычников в пещере, именуемой Парфенон, а затем совершил чудо воскрешения ребенка знатных родителей, устроив над ним обряд крещения. Некоторые исследователи отождествляют указанный «Парфенон» с пещерным храмом на Главной улице Херсонесского городища, но этот вопрос остается спорным. После чуда с ребенком епископу удалось обратить многих к христианской вере, но толпа язычников предала его мучительной смерти. Св. Василей был погребен «вне стен за пределами города», вероятнее всего, в районе крестообразного мартирия у Западной базилики.

Столь же трагически окончилась и проповедь следующих пастырей, Евгения, Агафодора и Елпидия. Тела мучеников вынесли через «Мертвые ворота» и погребли на востоке от города (вероятно, в подземной галерее некрополя, расположенного на берегу Карантинной бухты). Епископ Еферий, согласно некоторым редакциям «Житий», скончался на острове в устье реки Днепра. По другой версии, он дважды ездил в Константинополь и привез оттуда «священные дары». Примечательно, что имя херсонесского епископа Еферия фигурирует в документах Второго Вселенского собора, состоявшегося в 381 г., так что его следует признать реальной исторической фигурой. Видимо, он занимал кафедру в годы правления императора Валента (364–378) и в начале царствования Феодосия I (379–395). Тем временем «миновала зима языческого безумия», и к делу распространения христианства приступил епископ Капитон. Вместе с ним император послал в Херсонес отряд из пятисот воинов во главе с Феоной. Большинство версий Житий относят епископство Капитона к годам правления св. равноапостольного Константина Великого, но «Синаксарь Константинопольской церкви» датирует его деятельность временем Феодосия Великого, что представляется более достоверным.

Капитону удалось убедить воинственных оппонентов в своей правоте с помощью чуда: войдя в разожженную для изготовления извести печь, он остался невредимым. Впоследствии из этой извести соорудили крещальню. Епископ построил и первый храм во имя св. апостола Петра. После этого христианство окончательно восторжествовало в Херсонесе. Возможно, с памятью о чуде святого Капитона в печи связано сооружение четырехапсидного храма на юго-западе города.

Вероятно, первые иерархи Херсонеса первоначально были местночтимыми святыми, позже сведения о них были зафиксированы и в константинопольском синаксаре. Херсонесских епископов почитали не только в Византии, но и в Закавказье, среди южных славян и на Руси. Самый ранний староболгарский перевод «Житий» датируется началом XI в. Образы херсонесских мучеников встречаются и в фресковой росписи собора св. Софии в Киеве.

Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Фото

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель