Все новости

Поздравляем с праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы!

7 апреля Православная Церковь отмечает один из важнейших двунадесятых праздников – Благовещение. Полное название праздника: Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (по-гречески: Εὐαγγελισμὸς τῆς ῾Υπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ̓Αειπαρθένου Μαρίας).

Согласно Евангелию, архангел Гавриил явился в Назарете Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называли Благовещение первым в ряду других праздников. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II – первой половины III в.; в ранневизантийский период композиция Благовещения встречается в Равенне (после 400 г.), в росписях на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре (432–440 гг.), в алтарной апсиде базилики в Порече (Хорватия), перед апсидой церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. Начиная с послеиконоборческого периода, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольного храма, Благовещение обычно помещали на западных гранях восточных столпов, то есть на границе алтаря и наоса. Такое расположение наглядно свидетельствовало о том, что через воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса. В X–XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне).

В византийской экспозиции Херсонесского музея-заповедника можно увидеть замечательной работы резную каменную икону с изображением сцены Благовещения. Она была найдена в 1937 г. Г. Д. Беловым при раскопках жилого дома в Северном районе древнего Херсонеса. Икона прямоугольной формы, размерами 13,4 × 10,7 см, выполнена из коричневато-серого стеатита. Дева Мария изображена в мафории, сидящей под сенью кивория с прялкой и пряжей в руках, слева – устремленный к ней архангел Гавриил с жезлом в левой руке. Между Девой Марией и Гавриилом – высокая стилизованная лилия в кадке, выше – гравированная греческая надпись: «Благовещение». Из сегмента неба к нимбу Девы Марии спускается луч, справа – греческие буквы. Нимбы, престол, кадка декорированы гравированным орнаментом; композиция обрамлена аркой на витых колонках, увенчанных стилизованными сосновыми шишками; сохранились следы позолоты и краски. Икона, изготовленная в XII в. столичным константинопольским мастером, представляет собой прекрасный образец византийского искусства эпохи Комнинов.

Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

На фото:
1. Икона «Благовещение» из Херсонеса. Стеатит. Византия. XII в.
2. Икона «Благовещение». Синай. Монастырь святой Екатерины. XIII в.

Фото

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре