Все новости
Поздравляем с праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы!
7 апреля Православная Церковь отмечает один из важнейших двунадесятых праздников – Благовещение. Полное название праздника: Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (по-гречески: Εὐαγγελισμὸς τῆς ῾Υπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ̓Αειπαρθένου Μαρίας).
Согласно Евангелию, архангел Гавриил явился в Назарете Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.
Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называли Благовещение первым в ряду других праздников. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II – первой половины III в.; в ранневизантийский период композиция Благовещения встречается в Равенне (после 400 г.), в росписях на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре (432–440 гг.), в алтарной апсиде базилики в Порече (Хорватия), перед апсидой церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. Начиная с послеиконоборческого периода, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольного храма, Благовещение обычно помещали на западных гранях восточных столпов, то есть на границе алтаря и наоса. Такое расположение наглядно свидетельствовало о том, что через воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса. В X–XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне).
В византийской экспозиции Херсонесского музея-заповедника можно увидеть замечательной работы резную каменную икону с изображением сцены Благовещения. Она была найдена в 1937 г. Г. Д. Беловым при раскопках жилого дома в Северном районе древнего Херсонеса. Икона прямоугольной формы, размерами 13,4 × 10,7 см, выполнена из коричневато-серого стеатита. Дева Мария изображена в мафории, сидящей под сенью кивория с прялкой и пряжей в руках, слева – устремленный к ней архангел Гавриил с жезлом в левой руке. Между Девой Марией и Гавриилом – высокая стилизованная лилия в кадке, выше – гравированная греческая надпись: «Благовещение». Из сегмента неба к нимбу Девы Марии спускается луч, справа – греческие буквы. Нимбы, престол, кадка декорированы гравированным орнаментом; композиция обрамлена аркой на витых колонках, увенчанных стилизованными сосновыми шишками; сохранились следы позолоты и краски. Икона, изготовленная в XII в. столичным константинопольским мастером, представляет собой прекрасный образец византийского искусства эпохи Комнинов.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
1. Икона «Благовещение» из Херсонеса. Стеатит. Византия. XII в.
2. Икона «Благовещение». Синай. Монастырь святой Екатерины. XIII в.
Согласно Евангелию, архангел Гавриил явился в Назарете Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.
Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называли Благовещение первым в ряду других праздников. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II – первой половины III в.; в ранневизантийский период композиция Благовещения встречается в Равенне (после 400 г.), в росписях на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре (432–440 гг.), в алтарной апсиде базилики в Порече (Хорватия), перед апсидой церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. Начиная с послеиконоборческого периода, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольного храма, Благовещение обычно помещали на западных гранях восточных столпов, то есть на границе алтаря и наоса. Такое расположение наглядно свидетельствовало о том, что через воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса. В X–XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне).
В византийской экспозиции Херсонесского музея-заповедника можно увидеть замечательной работы резную каменную икону с изображением сцены Благовещения. Она была найдена в 1937 г. Г. Д. Беловым при раскопках жилого дома в Северном районе древнего Херсонеса. Икона прямоугольной формы, размерами 13,4 × 10,7 см, выполнена из коричневато-серого стеатита. Дева Мария изображена в мафории, сидящей под сенью кивория с прялкой и пряжей в руках, слева – устремленный к ней архангел Гавриил с жезлом в левой руке. Между Девой Марией и Гавриилом – высокая стилизованная лилия в кадке, выше – гравированная греческая надпись: «Благовещение». Из сегмента неба к нимбу Девы Марии спускается луч, справа – греческие буквы. Нимбы, престол, кадка декорированы гравированным орнаментом; композиция обрамлена аркой на витых колонках, увенчанных стилизованными сосновыми шишками; сохранились следы позолоты и краски. Икона, изготовленная в XII в. столичным константинопольским мастером, представляет собой прекрасный образец византийского искусства эпохи Комнинов.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
1. Икона «Благовещение» из Херсонеса. Стеатит. Византия. XII в.
2. Икона «Благовещение». Синай. Монастырь святой Екатерины. XIII в.