Все новости
Перенесение мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
#христианскийхерсонес
15 мая Русская православная церковь вспоминает перенесение мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Страстотерпцами называют святых из числа тех, кто принял страдания (в церковнославянском – страсти) от злодеев не как от гонителей христианства, но в силу иных мотивов, по их злобе и коварству (зачастую – от единоверцев).
Другими словами, страстотерпцы приняли страдания за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества, которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа во времена гонений. Чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов. В частности, в лике страстотерпцев в ХХ в. была прославлена семья последнего императора России святого Николая II.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении – Роман и Давид) жили в одиннадцатом веке. Они были младшими сыновьями св. равноапостольного князя Владимира Святославича. Из сказаний о Борисе и Глебе известно, что они воспитывались в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и особенно жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца. Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов, а Глеб – город Муром. Вскоре после смерти князя Владимира его старший сын Святополк объявил себя князем Киевским, стремясь оградить себя от возможного соперничества со стороны Бориса, на стороне которого были симпатии народа и войска. Но Борис распустил войско и сказал, что не желает междоусобной брани. Коварный Святополк не поверил в искренность Бориса и подослал к нему убийц. Борис знал о планах старшего брата, но не стал скрываться и был убит во время утренней молитвы. Его тело тайно привезли в Вышгород (около 15 км к северу от Киева) и положили в храме во имя святого Василия Великого.
По приказу Святополка такая же судьба ожидала и Глеба. Юный муромский князь скорбел о смерти Бориса и о страшном падении Святополка, но также не стал бежать. И Борис, и Глеб предпочли умереть, но не поднимать руки на брата. Князь Ярослав разбил дружину Святополка. Тот с позором бежал в Польшу.
Благоверные князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской церквями. Ярослав Мудрый глубоко почитал своих мученически погибших братьев. Он позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба и совершил их погребение в Вышгороде в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами св. князя Бориса.
Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.
Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба извлекли из земли и положили в небольшой специально построенной клети (часовне). 24 июля 1026 г. была освящена возведенная Ярославом Мудрым прекрасная пятиглавая церковь в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородская Борисоглебская церковь с мощами святых страстотерпцев стала семейным храмом Ярославичей. Их единение символизирует празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 (15) мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.
2 мая 1069 года в Киев вошел великий князь Изяслав, изгнанный с княжения в сентябре 1068 г. в результате восстания киевлян. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 г., новый. 2 мая 1072 г. мощи святых братьев были перенесены во вновь сооруженную князем Изяславом церковь. В 1011 г. князь Олег Святославич построил на свои деньги каменный храм, в которую при Владимире Мономахе были перенесены мощи святых.
Перенесение мощей в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), произошло 2 мая (15) 1115 г. С этого времени день перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси.
Церковь в наши дни воспоминает два перенесения мощей в перестроенные храмы: в 1072 и в 1115 гг. и связанные с этим события. А святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба рассматривает как небесных покровителей устройства Земли Русской, как покровителей распространения веры христианской, как миротворцев и покровителей справедливости в Отечестве нашем.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. № 53. Л. 152 об.)
15 мая Русская православная церковь вспоминает перенесение мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Страстотерпцами называют святых из числа тех, кто принял страдания (в церковнославянском – страсти) от злодеев не как от гонителей христианства, но в силу иных мотивов, по их злобе и коварству (зачастую – от единоверцев).
Другими словами, страстотерпцы приняли страдания за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества, которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа во времена гонений. Чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов. В частности, в лике страстотерпцев в ХХ в. была прославлена семья последнего императора России святого Николая II.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении – Роман и Давид) жили в одиннадцатом веке. Они были младшими сыновьями св. равноапостольного князя Владимира Святославича. Из сказаний о Борисе и Глебе известно, что они воспитывались в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и особенно жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца. Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов, а Глеб – город Муром. Вскоре после смерти князя Владимира его старший сын Святополк объявил себя князем Киевским, стремясь оградить себя от возможного соперничества со стороны Бориса, на стороне которого были симпатии народа и войска. Но Борис распустил войско и сказал, что не желает междоусобной брани. Коварный Святополк не поверил в искренность Бориса и подослал к нему убийц. Борис знал о планах старшего брата, но не стал скрываться и был убит во время утренней молитвы. Его тело тайно привезли в Вышгород (около 15 км к северу от Киева) и положили в храме во имя святого Василия Великого.
По приказу Святополка такая же судьба ожидала и Глеба. Юный муромский князь скорбел о смерти Бориса и о страшном падении Святополка, но также не стал бежать. И Борис, и Глеб предпочли умереть, но не поднимать руки на брата. Князь Ярослав разбил дружину Святополка. Тот с позором бежал в Польшу.
Благоверные князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской церквями. Ярослав Мудрый глубоко почитал своих мученически погибших братьев. Он позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба и совершил их погребение в Вышгороде в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами св. князя Бориса.
Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.
Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба извлекли из земли и положили в небольшой специально построенной клети (часовне). 24 июля 1026 г. была освящена возведенная Ярославом Мудрым прекрасная пятиглавая церковь в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородская Борисоглебская церковь с мощами святых страстотерпцев стала семейным храмом Ярославичей. Их единение символизирует празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 (15) мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.
2 мая 1069 года в Киев вошел великий князь Изяслав, изгнанный с княжения в сентябре 1068 г. в результате восстания киевлян. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 г., новый. 2 мая 1072 г. мощи святых братьев были перенесены во вновь сооруженную князем Изяславом церковь. В 1011 г. князь Олег Святославич построил на свои деньги каменный храм, в которую при Владимире Мономахе были перенесены мощи святых.
Перенесение мощей в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), произошло 2 мая (15) 1115 г. С этого времени день перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси.
Церковь в наши дни воспоминает два перенесения мощей в перестроенные храмы: в 1072 и в 1115 гг. и связанные с этим события. А святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба рассматривает как небесных покровителей устройства Земли Русской, как покровителей распространения веры христианской, как миротворцев и покровителей справедливости в Отечестве нашем.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. № 53. Л. 152 об.)