Все новости

Пасха – Праздников Праздник и Торжество Торжеств

2 мая православный мир отмечает Воскресение Христово, или Пасху – древнейший и важнейший христианский праздник, «праздников праздник, торжество из торжеств». Праздник установлен в честь воскресения Иисуса Христа – центрального события всей библейской истории.

О чуде воскресной ночи сообщается в заключительных главах четырех канонических Евангелий. Согласно Евангелию, по прошествии субботы к Гробу Господню направились жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, Иоанна и другие (Лк. 24: 10), которые должны были помазать тело умершего Иисуса бальзамирующими веществами, по иудейскому обычаю. В этот момент сделалось землетрясение, и ангел Господень в белых одеждах «отвалил камень от двери гроба»; он же сообщил женщинам о воскресении Господа из мертвых и направил их сообщить эту весть ученикам. Вскоре жены-мироносицы встретили самого Господа Иисуса, который призвал их не бояться: «пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28: 9–10). Одиннадцать оставшихся верными учеников встретили Христа на горе, в Галилее, «и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28: 17). Христос повелел им идти и научить все народы, «крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19–20).

Прообразом христианской Пасхи был иудейский праздник, посвященный исходу евреев из Египта. В древних восточных Церквях вначале праздник совпадал с иудейским и отмечался 14 нисана, на Западе сложилась традиция отмечать Воскресение Христово в первый воскресный день после иудейского Песаха. Противоречия были согласованы на Первом Вселенском соборе, созванном в Никее в 325 г. По повелению императора Константина Великого, все христиане должны были праздновать Пасху в один день, в то же время не совмещая ее с иудейской. Согласно александрийской пасхалии, принятой в Православии, день Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю и наступает в первый воскресный день после первого полнолуния не ранее весеннего равноденствия. Фазы луны рассчитываются на основании Метонова цикла – промежутка времени, предложенного афинским астроном Метоном в 433 г. до н. э.  С VI до конца XVI в. александрийская пасхалия применялась во всей Церкви, с 1582 года католики приняли новую пасхалию, названную «григорианской».

Праздник Воскресения Христова, как особый день, отмечается торжественным ночным богослужением. Пасхальная утреня начинается в полночь троекратным пением праздничной стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Затем клир и народ с крестным ходом идут вокруг храма, с пением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Поется пасхальный канон Иоанна Дамаскина и стихиры Пасхи, читается огласительное слово Иоанна Златоуста. На пасхальной литургии, по обычаю, причащались все христиане. Особый чин богослужения сохраняется всю Светлую седмицу. Начиная с пасхальной ночи в последующие сорок дней христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскресе! Воистину воскресе!» и троекратным поцелуем.

В раннехристианской иконографии Воскресение Христово чаще всего изображалось символически, через ветхозаветные прообразы, например, образ пророка Ионы во чреве кита. Иногда в искусстве представляли сцену явления ангела или явления Христа женам-мироносицам. К Х в. складывается сюжетная композиция «Сошествия Христа во ад», связанная с праздником Пасхи.

(Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»)

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника