Все новости

Необычный экспонат представлен на новой выставке в Херсонесе

15 июля 2021 года в зале временных выставок здания византийской экспозиции открылась выставка «Византийские древности графов Уваровых». Уникальный проект появился в результате сотрудничества Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» и Государственной публичной исторической библиотеки России при содействии Патриаршего совета по культуре и Фонда «Моя история».

На выставке впервые представлены широкой аудитории листы с иллюстрациями из альбома «Византийские древности», созданного в ходе свадебного путешествия Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых по Европе в 1859–1862 годах. Помимо исключительно редких рисунков, на выставке посетителей ожидает знакомство с архивными документами, книгами, а также предметами из фондовой коллекции музея-заповедника. Некоторые экспонаты также уникальны, например, бронзовая икона X–XI веков с изображением святых Кира и Лукиллиана.

Среди памятников византийского прикладного искусства в Херсонесе эта металлическая икона представляет чрезвычайный интерес для исследователей, ведь, несмотря на неоднократные публикации, она имеет ещё много неразрешённых вопросов о её датировке и интерпретации. Частично сохранившаяся позолоченная бронзовая икона с изображением святых Кира и Лукиллиана происходит из раскопок «Храма с аркосолиями» в Портовом районе византийского Херсона (проводились в 1964 году). Икона сильно фрагментирована и, по мнению издателей, несёт следы древнего ремонта. На ней сохранилась часть греческой надписи, но, к сожалению, полностью восстановить её содержание затруднительно.

На фрагменте иконы представлено двое святых, один из которых передан в образе мученика, другой – с характерным инструментом в правой руке. Точную идентификацию изображённых затрудняет наличие между фигурами трёх имен — Иоанникия, Лукиллиана и Кира. Издатели памятника, атрибутируя принадлежность представленных на иконе образов, определяют её по надписям, расположенным над левыми плечами святых и, соответственно, видят там Лукиллиана (слева) и Кира (справа). Однако, по мнению исследователей Н. А. Алексеенко и М. Н. Бутырского, размер литер ктиторской надписи и степень её сохранности в сопоставлении с размером представленных образов свидетельствует, что на иконе могло быть не менее пяти, а вполне вероятно, и больше персонажей. Не исключено, что на ней мог быть представлен ряд фигур в неком «святительском» чине, а не их погрудные изображения. Следовательно, икона имела значительно больший размер. Анализ художественных особенностей данного памятника позволяет не только определить его стилистику, но и в известной мере уточнить время его создания. Следует отметить, что каждый из святых, представленных на сохранившемся фрагменте храмовой иконы, тонко индивидуализирован не только облачением, атрибутами, жестами, но также пластикой и рисунком портретных черт. Для обеих фигур характерен сложный и, вместе с тем, точный рельеф; свободное, плавное движение линий, описывающих их контуры и разнообразные складки на одеждах; выверенные облагороженные пропорции, чуть вытянутые для зрительного облегчения тел. Эта стилистика соответствует художественным особенностям византийских памятников рубежа X–XI веков. Рассматривая памятник как фрагмент большой храмовой иконы, которая, очевидно, находилась в интерьере так называемого Храма с аркосолиями в Херсоне, учёные имеют объективные основания говорить и о принадлежности самой церкви к определённому культу, и о её популярности и значении в религиозной жизни херсонитов.

При написании текста использован материал статьи: Алексеенко Н. А., Бутырский М. Н. Херсонская бронзовая икона с изображением свв. Лукиллиана и Кира (к вопросу об атрибуции и интерпретации сюжета). // Великая схизма. Религии мира до и после разделения церквей. Тезисы докладов и сообщений ХVI Международной конференции по истории религии и религиоведению (Севастополь, 26–31.05.2014). Севастополь, 2014. С. 5–7.

Автор: Т. А Прохорова, кандидат исторических наук, заведующий научно-архивным отделом музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Фото

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре