Все новости
Крещение князя Владимира
28 (15) июля Русская православная церковь отмечает день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в крещении Василия. Заслуги Крестителя Руси были очевидны уже его современникам и ближайшим потомкам. Так, Иларион, автор «Слова о законе и благодати», называет киевского князя «подобником Константина Великого», апостолом во владыках, учителем и наставником благоверия. «Новым Константином великого Рима» называет русского правителя и автор летописной посмертной похвалы ему. Сравнение с первым христианским императором – не просто дань традиции и литературный топос, но признание значимости подвига обращения ко Христу «людей новых», утверждения евангельского учения в гигантской «державе Рюриковичей». Целесообразно напомнить основные вехи деятельности князя-реформатора.
Младший из Святославичей пришел к власти, победив своего соперника, старшего брата Ярополка, в 978 году. Первое десятилетие его правления было отмечено внешней экспансией, попытками продолжить традиционную политику своих предшественников, восстановить и укрепить язычество, для чего было воссоздано капище на холме «вне двора теремного».
В дальнейшем Владимир обращает внимание на богатую и влиятельную Византию ‒ самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры» (рис. 1). На этот выбор во многом повлияли и политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии, братья Василий II и Константин VIII (рис. 2), противостоят ставленникам военной знати Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол) (рис. 3). К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.
Воспользовавшись этими благоприятными для нападения условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику и осаждает византийский Херсон (Корсунь в древнерусских источниках) (рис. 4). Осада города длилась около полугода и должна была завершиться в течение лета-осени 988 года. В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора ‒ невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало стечение обстоятельств. После переговоров с василевсами к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту (рис. 5). Вместе с царевной прибыла и ее свита, а также духовенство. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящихся за алтарем крестообразной церкви.
Князя Владимира поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения доподлинно неизвестна (рис. 6). Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и о его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».
Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть на большой торговой площади ‒ агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм (№ 27), более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем (рис. 7). Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).
После торжественной церемонии Владимир и Анна еще некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, еще с античных времен украшавших херсонскую площадь.
Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть княжеских воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 года, где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на месте холма, насыпанного корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.
Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема. Вскоре киевляне приняли крещение в водах Днепра (или его притока Почайны, согласно версии Житий). По приказанию князя был сооружен первый каменный храм Киева – церковь Богородицы, прозванная Десятинной, поскольку на ее содержание князь выделил десятую часть своих доходов. Владимир вместе с новой супругой предприняли попытку внедрения норм византийского права на Руси. Были открыты первые школы, в которых дети постигали «учение книжное».
Креститель Руси умер в своем загородном дворце в селе Берестовом в 1015 году. По словам «Повести временных лет», «сего бо в память держать Русьстии людье, поминающе святое крещение». Эта благодарная память потомков о Владимире передается из поколения в поколение.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Младший из Святославичей пришел к власти, победив своего соперника, старшего брата Ярополка, в 978 году. Первое десятилетие его правления было отмечено внешней экспансией, попытками продолжить традиционную политику своих предшественников, восстановить и укрепить язычество, для чего было воссоздано капище на холме «вне двора теремного».
В дальнейшем Владимир обращает внимание на богатую и влиятельную Византию ‒ самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры» (рис. 1). На этот выбор во многом повлияли и политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии, братья Василий II и Константин VIII (рис. 2), противостоят ставленникам военной знати Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол) (рис. 3). К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.
Воспользовавшись этими благоприятными для нападения условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику и осаждает византийский Херсон (Корсунь в древнерусских источниках) (рис. 4). Осада города длилась около полугода и должна была завершиться в течение лета-осени 988 года. В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора ‒ невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало стечение обстоятельств. После переговоров с василевсами к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту (рис. 5). Вместе с царевной прибыла и ее свита, а также духовенство. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящихся за алтарем крестообразной церкви.
Князя Владимира поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения доподлинно неизвестна (рис. 6). Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и о его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».
Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть на большой торговой площади ‒ агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм (№ 27), более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем (рис. 7). Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).
После торжественной церемонии Владимир и Анна еще некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, еще с античных времен украшавших херсонскую площадь.
Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть княжеских воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 года, где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на месте холма, насыпанного корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.
Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема. Вскоре киевляне приняли крещение в водах Днепра (или его притока Почайны, согласно версии Житий). По приказанию князя был сооружен первый каменный храм Киева – церковь Богородицы, прозванная Десятинной, поскольку на ее содержание князь выделил десятую часть своих доходов. Владимир вместе с новой супругой предприняли попытку внедрения норм византийского права на Руси. Были открыты первые школы, в которых дети постигали «учение книжное».
Креститель Руси умер в своем загородном дворце в селе Берестовом в 1015 году. По словам «Повести временных лет», «сего бо в память держать Русьстии людье, поминающе святое крещение». Эта благодарная память потомков о Владимире передается из поколения в поколение.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».