Все новости

«Храм на острове»

Известный путешественник  и францисканский монах Вильгельм де Рубрук, описывая свою тайную дипломатическую миссию 1253 г. в «восточные страны» (в ставку хана Бату), сообщил следующую информацию: выйдя морем из Константинополя в Солдайю (современный Судак), посланники «прибыли в область Газарию, … которая представляет как бы треугольник, имеющий с запада город, именуемый Керсона, в котором был замучен святой Климент… Плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находится знаменитый храм, сооруженный, как говорят, руками ангельскими». Таким образом, здесь сообщается об «острове», видимом с моря, на котором находился храм, посвященный св. Клименту.

Начиная с XIX в. одним из возможных мест расположения «построенного ангелами храма» называется «островок» в кутовой части Казачьей бухты. Находящиеся на нем развалины небольшого монастырского комплекса приобрели особый интерес после высказанного А.Л. Бертье-Делагардом предположения, что именно на этом месте были открыты мощи св. Климента и что здесь было место мученической кончины святого. В пользу такой локализации храма св. Климента, по его мнению, говорит то, что поверхность островка и пол крипты находятся почти на уровне моря и даже покрываются водой при больших ее нагонах. Заливание морем двора и могилы должно было подтверждать легенду о подводном храме, «построенном ангелами».

Все эти предположения были сделаны на основе наблюдаемого археологами XIX в. уровня моря. На самом деле «островок» в кутовой части Казачьей бухты островом ни сейчас не является, не  являлся он им и в рассматриваемый период. Согласно письменным источникам, обретение мощей св. Климента произошло в 861 году. С учетом значений, полученных в результате подводных археологических исследований в Карантинной бухте, можно говорить о подъеме уровня моря на величину около 230 см с IX–X в. к XIX в. То есть строения на «островке» в Казачьей бухте находились изначально заметно выше уровня моря.

В настоящее время каких-либо значительных по размеру островов в округе Севастополя мы не наблюдаем, но еще 200 лет назад их можно было найти на карте. Анализ картографического материала начала XIX в. позволяет выделить еще два объекта, потенциально подходящих под описание места обретения мощей св. Климента. Один из них расположен ближе к устью Казачьей бухты, у ее восточного берега: на картах начала XIX в. здесь обозначен небольшой остров. Как показали современные подводные исследования, среди камней попадаются отдельные обработанные блоки. Многочисленные находки керамики представлены сильно окатанными фрагментами средневековых амфор, а также кровельной черепицы IX–X вв. Этот объект прошел процедуру выявления и в 2022 г. он был поставлен на учет как ОКН «Участок культурного слоя у восточного берега Казачьей бухты».

Второй «островок», обозначенный на старых картах, находится в бухте Круглая. Глубины на отмели также позволяют выделить этот объект в качестве одного из возможных мест почитания св. Климента. Кроме того, археологический материал здесь гораздо обильнее и представлен более широким хронологическим диапазоном. При исследованиях здесь обнаружено большое количество строительной керамики. В 2020 г. на скалистой отмели были найдены фрагменты нескольких типов оконных стекол V–VII вв. н.э. и стеклянных лампад второй-третьей четверти VI – начала VII в. н.э., что позволяет предполагать существование здесь объекта культового характера. Участок бывшего «островка» в 2020 г. был поставлен на учет как ОКН «Участок культурного слоя на отмели в центральной части бухты Круглая».

Таким образом, участок в кутовой части Казачьей бухты островом, очевидно, не являлся. Он плохо различим с моря из-за своего расположения и небольших размеров находившихся там строений.
Отмель у восточного берега Казачьей бухты располагается в этом смысле более удачно. Но т.к. тщательные исследования на этом участке начались только в 2021 г., пока можно делать лишь предварительные выводы. Собранный здесь к настоящему времени археологический материал не выходит за рамки XII в.

Из трех рассмотренных наиболее заметен с моря участок в Круглой бухте. Большое количество строительной керамики, небольшие глубины позволяют предполагать существование строений на месте современной отмели. Бухта имеет широкое устье, и сооружение в центральной ее части было хорошо различимо с моря.

Подводные разведки затронули только небольшую часть упомянутых объектов, необходимы дальнейшие серьезные исследования. Ответы на вопросы помогут дать не только археологические раскопки, но и гидроакустические и геофизические исследования.

Рисунок 1. Бухта Казачья и Соленая. Современный аэрофотоснимок.
Рисунок 2. Казачья, Соленая, Круглая бухты на карте 1808 г. (План города Ахтиара. В одном английском футе 400 сажень). Показано: 1 – «островок» в кутовой части Казачьей бухты; 2 – островок у восточного берега Казачьей бухты; 3 – островок в Круглой бухте.
Рисунок 3. Разведки в Казачьей бухте. Обработанные блоки на дне.
Рисунок 4.  Разведки в Казачьей бухте. Сбор подъемного материала.
Рисунок 5. Находки из района отмели в бухте Круглая. Фрагменты нескольких типов оконных стекол и стеклянных лампад.

Автор статьи: А. А. Букатов, заведующий отделом подводной археологии музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Фото

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог