Все новости

Херсонес на региональном форуме педагогов

22 сентября 2021 года сотрудники сектора музейно-просветительской работы музея-заповедника «Херсонес Таврический» И. А. Каткова и А. Н. Задорожная-Ремарчук приняли участие в региональном форуме классных руководителей, проходившем в образовательном центре «Бухта Казачья».

Мероприятие организовано Департаментом образования и науки Севастополя совместно с городским Институтом развития образования.

История форума классных руководителей началась 18 марта 2021 года на встрече Владимира Владимировича Путина с общественностью Крыма и Севастополя, когда к президенту обратилась преподаватель севастопольской школы № 32, член регионального совета педагогов‑организаторов Наталья Тушинцева… Именно она высказала мысль о необходимости создании в нашей стране площадки для обмена опытом между учителями.

В настоящее время цель форума – формирование новых профессиональных компетенций классных руководителей, взаимоотношений с субъектами воспитания посредством выстраивания эффективной модели взаимодействия в современных социальных условиях.

Вчера в рамках мероприятия прошла работа шести методических площадок. Их руководителями стали сотрудники музейных комплексов, методисты ресурсных центров, Института развития образования, специалисты Департамента образования и науки, а участниками – классные руководители.

Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» предоставил преподавателям информацию о своём сотрудничестве со школой.  В учреждении культуры традиционно ведётся большая работа с детьми школьного возраста, разработаны просветительские программы (интерактивные экскурсии и лекции-презентации) для знакомства ребят с историей Херсонеса, народами древней Таврики и музейными профессиями.

Занятия по данным программам иллюстрируются компьютерными презентациями, копиями археологических артефактов, содержат интерактивные включения: конкурсы, загадки. Ребята участвуют в мастер-классах, расписывают керамику, выкладывают мозаики, примеряют древнегреческие хитоны и театральные маски…

При знакомстве обучающихся с историей Херсонеса сотрудники музея-заповедника опираются на знания и употребляет термины согласно общеобразовательным стандартам Российской Федерации по гуманитарным дисциплинам. Рассказ ведется простым, понятным и образным языком, делаются акценты на значимые исторические события. Все музейные программы для школьников разных возрастных категорий встроены в обучающий процесс по дисциплинам «История России», «Обществознание», «Севастополеведение» (региональное краеведение) и являются несомненным подспорьем для учителей и классных руководителей города.

Участникам форума была предоставлена подробная информация о выездных мероприятиях музея-заповедника в школы Севастополя и удаленные сельские школы, а также было рассказано о музейном абонементе исторической и духовно-нравственной направленности «Вспомни, где всё начиналось», каждый раздел которого представляет собой цикл из трёх групповых занятий (теоретическое, практическое, творческое) в формате лекций, экскурсий и заданий для самостоятельного выполнения. Разделы разработаны с учётом педагогических требований к изучению, освоению и закреплению материала.

Абонемент «Вспомни, где всё начиналось» состоит из 3 тематических разделов: «История христианства в Херсонесе Таврическом», «Корсунская легенда. История крещения князя Владимира в Х веке», «Отечества достойные сыны» (история взаимодействия русской армии и церкви: от Владимира до наших дней).

Также участникам форума классных руководителей было рассказано о планах учреждения культуры на зимний период. Ведь если учебный год только начался, то год астрономический постепенно завершается, и музей-заповедник «Херсонес Таврический» начинает подготовку к праздничным мероприятиям – детским новогодним ёлкам, которые пройдут в виде сказочных квестов и будут не только весёлыми, но и познавательными. Эта информация была встречена педагогами севастопольских школ с неподдельным интересом…

Диалог музея и школы продолжается. Сотрудничество Херсонеса с образовательными учреждениями города становится всё более тесным, плодотворным и, несомненно, нужным севастопольским школьникам.

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель