Все новости

Информация для жителей Юхариной балки и всех неравнодушных граждан города-героя Севастополя

Площадь земельного участка в Юхариной балке является самой большой среди земельных участков хоры, переданных Государственному музею-заповеднику «Херсонес Таврический» – она составляет 146,1 га, что в три с лишним раза больше, чем у Херсонесского городища!

На этой огромной территории расположено девять усадеб – сельскохозяйственных комплексов, существовавших в эпоху Античности и Средневековья. О подобных больших домах Цицерон писал в трактате «Об обязанностях»:

«Дом должен придавать достоинство человеку; но последнее нельзя всецело усматривать в доме и не по дому надо почитать его владельца, а по владельцу – дом. И как в других сторонах жизни надо считаться не только с собой, но и с другими людьми, так и в доме прославленного человека, где приходится принимать многочисленных гостей и видеть множество людей и граждан, надо заботиться о поместительности; однако обширный дом часто приносит позор своему владельцу, если он пустынен, а более всего, если некогда, при другом владельце, его обыкновенно посещало множество людей… В убранстве усадеб, несомненно, надо соблюдать меру и вернуться к разумной середине. Эту же разумную середину надо переносить на весь уклад и образ жизни».

Масштабы одной из усадеб (так называемая «Усадьба Басилидов») поистине гигантские – в период своего расцвета она включала ансамбль из 40 помещений разного назначения.

Кроме жилых помещений, главным сооружениями в таких усадьбах были кладовые, в которых хранился урожай, а в глиняных бочках-пифосах – вино.

Представление о том, как выглядели кладовые в домах богатых граждан, дают красочные стихи Гомера в «Одиссее»:

«Телемах же пошел в кладовую отцову,
Зданье пространное; злата и меди там кучи лежали;
Много там платья в ларях и душистого масла хранилось;
Куфы из глины с вином многолетним и сладким стояли
Рядом у стен, заключая божественно-чистый напиток
В недре глубоком, на случай, когда Одиссей возвратится
В дом, претерпевши тяжелых скорбей и превратностей много.
Двери двустворные, дважды замкнутые, в ту кладовую
Входом служили; почтенная ключница денно и нощно
Там с многоопытным, зорким усердьем в порядке держала все».

Многочисленные находки канфаров, киликов и кубков свидетельствуют о том, что здесь шумно справлялись Дионисии, во время которых молодое вино лилось рекой, а на подносах стояли щедрые закуски. Во время приготовления пиршества хитрый повар не забывал припрятать для себя лакомый кусочек, как это описывает афинский драматург Менандр в своей комедии «Гидрия»:

«Стянул я неплохой кусочек мякоти:
Они дают мне мясо пересчитанным,
Так я уменьшил вес – число же прежнее!
Была на вертеле колбаска славная –
Я из середки взял и сдвинул краешки –
И колбаса цела, и вся середка – мне!
Им подал рыбу – потроха же рыбные –
Себе. Был сыр – я сыру уделил себе,
Прибрал сальца, отлил немного маслица,
Медку отбавил также. Были там еще
Горчица, тмин и сильфий – я и это взял
И, губку напитав, я всё унес с собой».
Менандр, IV в. до н.э.

На участке, между усадеб, на плантажных стенках зрел виноград, а рядом располагались сады. На склоне балки известны источники живительной влаги. Могучие ветра веяли по склонам балки, щадя низины. В целом местность представляла собой буколический край, похожий на тот, что описан в стихах Феокрита:

Был нам постелен камыш и засыпан листвой виноградной,
Только что срезанной с веток. И весело мы отдыхали.
Много вверху колыхалось, над нашей склонясь головою,
Вязов густых, тополей. Под ними священный источник,
Звонко журча, выбегал из пещеры, где Нимфы скрывались.
В тень забираясь ветвей, опаленные солнца лучами,
Звонко болтали цикады, древесный кричал лягушонок,
Криком своим оглашая терновник густой и колючий.
Жаворонки пели, щеглы щебетали, стонала голубка,
Желтые пчелы летали, кружась над водной струею.
Все это летом богатым дышало и осенью пышной.
Падали груши к ногам, и сыпались яблоки щедро
Прямо нам в руки, и гнулся сливняк, отягченный плодами,
Тяжесть не в силах нести и к земле приклоняясь верхушкой.

Прошли столетия, и чудо древней архитектуры – античные усадьбы – превратились в руины, а на месте плодородных полей ныне колосится трава. Археологические исследования, проведённые в последнюю четверть ХХ в. и в начале нынешнего тысячелетия, позволили в некоторой мере воссоздать идиллию седой старины. Такова цель науки, а также миссия музея.

Однако, в последние несколько лет эта территория стремительно утрачивает свою первозданную прелесть. И виноваты в этом новые насельники этого благодатного края, живущие рядом в современных коттеджах и дачах.

Многие из них рассматривают древние развалины как полигон для складирования бытового и строительного мусора, по античным полям протянулись грунтовые дороги с подсыпкой из щебня и кусков асфальта.

Где былая любовь к своему дому, благоговение перед гением места?

Всё это заповедовали нам древние эллины, и мы обязаны быть их прилежными учениками.

Таковыми принципами руководствуется музей-заповедник, когда проводит археологические раскопки, когда следит за состоянием древних памятников и когда проводит субботники, очищая эти памятники от «культурного слоя» современности (отходов и мусора).

Взывая к сознательности граждан и истинных патриотов своей малой Родины, просим всё население Юхариной балки: соблюдать чистоту заповедных историко-культурных территорий; сотрудничать с музеем-заповедником в деле выявления и пресечения фактов незаконных земляных работ и складирования мусора.

Заранее благодарим за понимание и сотрудничество в деле сохранения культурного наследия!

Автор текста: О.А. Скуридин, научный сотрудник отдела охраны и учета объектов культурного наследия музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Фото

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог