Все новости
Григорий Богослов
7 февраля (25 января ст. ст.). Православная церковь отмечает память Григория Богослова (Назианзина), архиепископа Константинопольского, одного из трех великих каппадокийцев и Отцов Церкви (наряду с Василием Великим и Иоанном Златоустом), почитающихся за особый вклад в развитие богословия, догматики и церковного богослужения. Считается, что Григорий родился ок. 325 г. в имении отца (поместье Арианз) в Каппадокии; его отец, Григорий, был христианином, епископом города Назианза; мать, Нонна, всячески наставляла мальчика на путь благочестия, воспитывая, помимо Григория, его брата Кесария и сестру Горгонию. Григорий Богослов считал себя «новым Самуилом», поскольку его мать долго оставалась бездетной и дала обет посвятить ребенка Богу. Григорий также упоминает о «ночных видениях», во время одного из которых ему явились две девы – Чистота и Целомудрие, призвавшие избрать непорочный образ жизни.
Григорий Богослов начал обучение в Назианзе и продолжил его в Кесарии Каппадокийской, где прошел курс «грамматики» (начального образования), а также «общего» (среднего) образования. В дальнейшем он учился в Кесарии Палестинской и Александрии, а в 348 г. направился в Афины для получения образования у ведущих философов в знаменитой Афинской академии. На пути корабль с путником попал в шторм, но Григорий спасся, дав обет посвятить себя Богу. В Афинах Григорий провел восемь лет, стал другом святителя Василия Великого, которого воспринимал как старшего наставника. Некоторое время после учебы он оставался в академии в качестве преподавателя риторики, затем вернулся на родину, где принял крещение. Он намеревался вести аскетический образ жизни, но отец сделал его своим помощником и рукоположил в пресвитеры. В это время он вместе с отцом противостоит гонению на христиан, начатому Юлианом Отступником.
В 372 г. в Каппадокии было образовано несколько новых епископских кафедр, тогда же состоялась епископская хиротония (рукоположение, посвящение в сан епископа) Григория в Сасимах, которая стала для него тяжелой ношей. После смерти отца в 374 г. Григорий управлял церковью Назианза, стал известен как ревностный защитник православия против арианства. В 379 г., несмотря на противодействие ариан, православные Константинополя предложили Григорию занять эту кафедру. Ариане пытались изгнать Григория из столицы, что не увенчалось успехом. В 380 г. кандидатуру Григория в противовес арианину Демофилу поддержал император Феодосий I. На II Вселенском соборе Григорий участвовал в качестве архиепископа Константинополя, но ряд иерархов выступили против него, заявив, что он нарушил 15-е правило I Вселенского собора, запрещающее епископу одного города управлять другим. После собора Григорий покинул Константинополь и вернулся на родину. Вначале он временно управлял Назианзской епископией, затем удалился в имение, где провел последние годы в аскетических и литературных трудах. Умер святитель около 390 или 391 гг.
Литературное наследие Григория Богослова включает гомилии (проповеди), стихи и письма: сохранилось 45 гомилий, в основном относящихся к константинопольскому периоду его жизни, 408 стихотворений, 249 писем, ему же приписывается трагедия «Страждущий Христос» – уникальное произведение для театра, религиозная драма, однако эта атрибуция оспаривается. Григорию Богослову приписываются также сборники вопросоответов, толкование Божественной литургии, текст самой литургии и анафор.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский.
Григорий Богослов начал обучение в Назианзе и продолжил его в Кесарии Каппадокийской, где прошел курс «грамматики» (начального образования), а также «общего» (среднего) образования. В дальнейшем он учился в Кесарии Палестинской и Александрии, а в 348 г. направился в Афины для получения образования у ведущих философов в знаменитой Афинской академии. На пути корабль с путником попал в шторм, но Григорий спасся, дав обет посвятить себя Богу. В Афинах Григорий провел восемь лет, стал другом святителя Василия Великого, которого воспринимал как старшего наставника. Некоторое время после учебы он оставался в академии в качестве преподавателя риторики, затем вернулся на родину, где принял крещение. Он намеревался вести аскетический образ жизни, но отец сделал его своим помощником и рукоположил в пресвитеры. В это время он вместе с отцом противостоит гонению на христиан, начатому Юлианом Отступником.
В 372 г. в Каппадокии было образовано несколько новых епископских кафедр, тогда же состоялась епископская хиротония (рукоположение, посвящение в сан епископа) Григория в Сасимах, которая стала для него тяжелой ношей. После смерти отца в 374 г. Григорий управлял церковью Назианза, стал известен как ревностный защитник православия против арианства. В 379 г., несмотря на противодействие ариан, православные Константинополя предложили Григорию занять эту кафедру. Ариане пытались изгнать Григория из столицы, что не увенчалось успехом. В 380 г. кандидатуру Григория в противовес арианину Демофилу поддержал император Феодосий I. На II Вселенском соборе Григорий участвовал в качестве архиепископа Константинополя, но ряд иерархов выступили против него, заявив, что он нарушил 15-е правило I Вселенского собора, запрещающее епископу одного города управлять другим. После собора Григорий покинул Константинополь и вернулся на родину. Вначале он временно управлял Назианзской епископией, затем удалился в имение, где провел последние годы в аскетических и литературных трудах. Умер святитель около 390 или 391 гг.
Литературное наследие Григория Богослова включает гомилии (проповеди), стихи и письма: сохранилось 45 гомилий, в основном относящихся к константинопольскому периоду его жизни, 408 стихотворений, 249 писем, ему же приписывается трагедия «Страждущий Христос» – уникальное произведение для театра, религиозная драма, однако эта атрибуция оспаривается. Григорию Богослову приписываются также сборники вопросоответов, толкование Божественной литургии, текст самой литургии и анафор.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский.