Все новости
Феодор Студит и его письма в Таврику
8 февраля Церковь отмечает день памяти одного из величайших подвижников православного монашества, страстного защитника иконопочитания, богослова и деятеля Церкви – преподобного Феодора Студита (759–826 гг.). Феодор вырос в семье византийских аристократов: его родителями были Фотин, занимавший высокую должность финансового чиновника при императорском дворе Константинополя, и происходившая из знатного рода Феоктиста. Дядя Феодора, Платон, достиг высокого положения при дворе, а впоследствии возглавил монастырь Саккудион. Подражая дяде, Феодор принял монашеский постриг и вскоре прославился как яркий проповедник и строгий аскет. Около 798 г. он стал настоятелем (игуменом) Студийского монастыря в Константинополе и организовал жизнь братии, возрождая идеалы древнего монашества. Разработанный преподобным Феодором устав Студийского монастыря излагал литургические и дисциплинарные правила. Игумен побуждал братию подвизаться на принципах общежития, побуждал каждого к личному труду.
Феодор Студит вошел в историю Византии благодаря защите идеалов нравственности и духовности, что отразилось в неприятии им нового брака императора Константина VI, а также в борьбе с иконоборчеством в правление Льва V Армянина. За ревность в почитании икон игумен Студия был заключен в темницу и сослан, его последователи также подверглись гонениям. Часть сторонников Феодора Студита отбывала ссылку в Херсоне. Одно из писем преподобного Феодора адресовано епископам, сосланным в Херсон «ради Господа». Автор называет их «учителями добродетели» и проповедниками благочестия среди местных жителей. Другое письмо было направлено архимандриту крымской Готфии. Сподвижники Феодора Студита сыграли важную роль в развитии христианской духовности в Таврике.
После смерти ярого иконоборца Льва Армянина в 820 г. Феодор возвратился из ссылки. Вскоре после кончины он был причтен к лику святых. Принятый в Студийском монастыре общежительный устав распространился в православном мире, в том числе и на Руси.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский.
Феодор Студит вошел в историю Византии благодаря защите идеалов нравственности и духовности, что отразилось в неприятии им нового брака императора Константина VI, а также в борьбе с иконоборчеством в правление Льва V Армянина. За ревность в почитании икон игумен Студия был заключен в темницу и сослан, его последователи также подверглись гонениям. Часть сторонников Феодора Студита отбывала ссылку в Херсоне. Одно из писем преподобного Феодора адресовано епископам, сосланным в Херсон «ради Господа». Автор называет их «учителями добродетели» и проповедниками благочестия среди местных жителей. Другое письмо было направлено архимандриту крымской Готфии. Сподвижники Феодора Студита сыграли важную роль в развитии христианской духовности в Таврике.
После смерти ярого иконоборца Льва Армянина в 820 г. Феодор возвратился из ссылки. Вскоре после кончины он был причтен к лику святых. Принятый в Студийском монастыре общежительный устав распространился в православном мире, в том числе и на Руси.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский.