Все новости
День Сретения Господня
15 февраля (2 февраля по старому стилю) Русская православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – день Сретения Господня.
Согласно Евангелию, в этот день Младенец Христос был принесён Пресвятой Богородицей и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм, «чтобы представить Его пред Господа» (Лк. 2: 22). По предписаниям Закона Моисеева, родители должны были посвящать Богу первенцев мужского пола на сороковой день после рождения, принеся при этом очистительную жертву. В храме Иисуса встретили праведный Симеон Богоприимец, которому было возвещено ангелом, что он не умрёт, пока не увидит Христа Господня, и пророчица Анна. Святой Симеон принял Младенца на руки и благословил Господа, сказав: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29–32). Эти слова стали молитвой, которая поётся в конце вечерни и после окончания литургии. Далее евангелист Лука повествует: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36–38).
Согласно преданию, праведный Симеон Богоприимец был одним из 72 мудрецов, переводивших Священное Писание на греческий язык; он скончался, прожив 360 лет. В VI веке его мощи были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий святитель Антоний, архиепископ Новгородский).
Сретение – праздник, символизирующий встречу человечества с Богом, а также встречу Ветхого и Нового Заветов, впервые появился в Иерусалимской Церкви, где уже в IV веке совершалось торжественное шествие в Храм Гроба Господня. Первоначально он входил в сорокадневный праздничный цикл после Богоявления, и лишь к VI веку утвердился в качестве самостоятельного праздника в богослужебном календаре Константинополя. На Руси, помимо церковных торжеств, к этому дню были приурочены народные празднества встречи зимы с весной.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский.
Согласно Евангелию, в этот день Младенец Христос был принесён Пресвятой Богородицей и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм, «чтобы представить Его пред Господа» (Лк. 2: 22). По предписаниям Закона Моисеева, родители должны были посвящать Богу первенцев мужского пола на сороковой день после рождения, принеся при этом очистительную жертву. В храме Иисуса встретили праведный Симеон Богоприимец, которому было возвещено ангелом, что он не умрёт, пока не увидит Христа Господня, и пророчица Анна. Святой Симеон принял Младенца на руки и благословил Господа, сказав: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29–32). Эти слова стали молитвой, которая поётся в конце вечерни и после окончания литургии. Далее евангелист Лука повествует: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36–38).
Согласно преданию, праведный Симеон Богоприимец был одним из 72 мудрецов, переводивших Священное Писание на греческий язык; он скончался, прожив 360 лет. В VI веке его мощи были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий святитель Антоний, архиепископ Новгородский).
Сретение – праздник, символизирующий встречу человечества с Богом, а также встречу Ветхого и Нового Заветов, впервые появился в Иерусалимской Церкви, где уже в IV веке совершалось торжественное шествие в Храм Гроба Господня. Первоначально он входил в сорокадневный праздничный цикл после Богоявления, и лишь к VI веку утвердился в качестве самостоятельного праздника в богослужебном календаре Константинополя. На Руси, помимо церковных торжеств, к этому дню были приурочены народные празднества встречи зимы с весной.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский.