Все новости
День реставратора
Ежегодно с конца 2000-х годов 1 июля в России отмечают День реставратора. Это достаточно молодой праздник, который был официально учреждён по инициативе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга в 2008 году. С тех пор каждый из нас может отдать дань уважения специалистам, которые играют важную роль в деле сохранения памятников истории и культуры нашей страны.
Реставраторы – на первый взгляд люди незаметной профессии. Чтобы в полной мере оценить их труд, нужно сначала посмотреть на предметы в том виде, в каком они приходят с раскопок, а потом – на то, какими они становятся после работы специалиста. И, поскольку посетители видят только результат, то есть памятник, уже подготовленный к экспозиции, не многие задумываются над тем, что без труда реставраторов вряд ли было бы возможно провести выставку, сохранить объекты культурного наследия и организовать эффективную деятельность музеев в целом.
Особую и необычайно важную роль в работе Херсонеса Таврического играет отдел научной реставрации, который за более чем 60-летнюю историю своего существования превратился из маленькой реставрационной мастерской в современную, технически оснащённую лабораторию. Основной задачей данного подразделения музея-заповедника является придание экспозиционного вида предметам и обеспечение длительной сохранности памятников из металла, керамики, стекла и кости.
Возглавляет отдел научной реставрации И. А. Шведова. По словам Инги Алексеевны, уровень профессиональной подготовки сотрудников и ответственное отношение, которое они демонстрируют в работе над сохранением уникальных коллекций музея-заповедника, в поддержании их доступности для проведения дальнейших исследований, интерпретаций и презентаций, отвечает всем основным стандартам, принятым в мировой практике современных музеев.
Также в этом замечательном отделе трудится художник-реставратор I категории Е. В. Струкова, которая окончила магистратуру Казанского федерального университета по направлению «История искусств» (профиль подготовки – «Реставрация историко-культурного наследия»). «Работа реставратора очень интересна, ведь мы работаем на вечность, – рассказала Екатерина Валериевна. – Вот, взять хотя бы монету. Изначально в реставрационную лабораторию поступает неопределённый кружочек с запёкшейся коркой из почвы и продуктов коррозии металла. И вот реставратор начинает послойно расчищать эту монету. В результате появляются буквы, профили императоров, другие изображения. Монета обретает легенду и из кружочка превращается в памятник. Или взять керамику… Ведь к нам изначально поступает россыпь черепков. И вот реставратор – специалист по керамике – собирает поступательно ярус за ярусом этот сосуд: дно, тулово, горло, венчик, и в итоге мы получаем амфору, кувшин или кубок. У реставраторов нет одинаковой работы: каждый предмет обладает своим собственным “характером” и требует к себе индивидуального подхода. Такие “характеры” бывают иной раз довольно капризными. Недавно я закончила реставрацию шкатулки, найденной на могильнике Фронтовое-3. На эту работу у меня ушло больше года».
Шкатулка III – IV вв. н. э. Фронтовое-3. Внешний вид после раскопок.
Шкатулка III – IV вв. н. э. Фронтовое-3. Внешний вид после работы реставраторов.
Сегодня коллектив музея-заповедника «Херсонес Таврический» от души поздравляет всех сотрудников и специалистов реставрационного отдела, а также коллег-реставраторов из других учреждений культуры нашей страны, с профессиональным праздником! Желаем вам новых открытий, творческого развития и терпения в вашей нужной и кропотливой работе!
Реставраторы – на первый взгляд люди незаметной профессии. Чтобы в полной мере оценить их труд, нужно сначала посмотреть на предметы в том виде, в каком они приходят с раскопок, а потом – на то, какими они становятся после работы специалиста. И, поскольку посетители видят только результат, то есть памятник, уже подготовленный к экспозиции, не многие задумываются над тем, что без труда реставраторов вряд ли было бы возможно провести выставку, сохранить объекты культурного наследия и организовать эффективную деятельность музеев в целом.
Особую и необычайно важную роль в работе Херсонеса Таврического играет отдел научной реставрации, который за более чем 60-летнюю историю своего существования превратился из маленькой реставрационной мастерской в современную, технически оснащённую лабораторию. Основной задачей данного подразделения музея-заповедника является придание экспозиционного вида предметам и обеспечение длительной сохранности памятников из металла, керамики, стекла и кости.
Возглавляет отдел научной реставрации И. А. Шведова. По словам Инги Алексеевны, уровень профессиональной подготовки сотрудников и ответственное отношение, которое они демонстрируют в работе над сохранением уникальных коллекций музея-заповедника, в поддержании их доступности для проведения дальнейших исследований, интерпретаций и презентаций, отвечает всем основным стандартам, принятым в мировой практике современных музеев.
Также в этом замечательном отделе трудится художник-реставратор I категории Е. В. Струкова, которая окончила магистратуру Казанского федерального университета по направлению «История искусств» (профиль подготовки – «Реставрация историко-культурного наследия»). «Работа реставратора очень интересна, ведь мы работаем на вечность, – рассказала Екатерина Валериевна. – Вот, взять хотя бы монету. Изначально в реставрационную лабораторию поступает неопределённый кружочек с запёкшейся коркой из почвы и продуктов коррозии металла. И вот реставратор начинает послойно расчищать эту монету. В результате появляются буквы, профили императоров, другие изображения. Монета обретает легенду и из кружочка превращается в памятник. Или взять керамику… Ведь к нам изначально поступает россыпь черепков. И вот реставратор – специалист по керамике – собирает поступательно ярус за ярусом этот сосуд: дно, тулово, горло, венчик, и в итоге мы получаем амфору, кувшин или кубок. У реставраторов нет одинаковой работы: каждый предмет обладает своим собственным “характером” и требует к себе индивидуального подхода. Такие “характеры” бывают иной раз довольно капризными. Недавно я закончила реставрацию шкатулки, найденной на могильнике Фронтовое-3. На эту работу у меня ушло больше года».
Шкатулка III – IV вв. н. э. Фронтовое-3. Внешний вид после раскопок.
Шкатулка III – IV вв. н. э. Фронтовое-3. Внешний вид после работы реставраторов.
Сегодня коллектив музея-заповедника «Херсонес Таврический» от души поздравляет всех сотрудников и специалистов реставрационного отдела, а также коллег-реставраторов из других учреждений культуры нашей страны, с профессиональным праздником! Желаем вам новых открытий, творческого развития и терпения в вашей нужной и кропотливой работе!