Все новости
День апостолов Петра и Павла
12 июля (29 июня по юлианскому календарю) в Православных церквях, использующих юлианский календарь, отмечается День святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Он принадлежит к числу великих праздников, хотя и не входит в перечень двенадцати главных (двунадесятых) и знаменует завершение Петрова поста. По сведениям церковной традиции, оба апостола стяжали мученический венец в один и тот же день. Некоторые источники утверждают, что кончина Петра и Павла произошла в один и тот же день и год (около 67–68 гг. н. э.), другие же свидетельствуют, что Павел пострадал ровно через год после смерти Петра.
Апостол Петр принадлежал к числу первых двенадцати учеников Христа. Он родился в Вифсаиде и носил имя Симон, отцом апостола был Иона. По рассказу Евангелия, Симон вместе с семьей (братом Андреем и тещей, в апокрифических текстах упоминаются также жена апостола и его дети) жил в Капернауме, занимаясь рыбной ловлей. Петр и Андрей были учениками Иоанна Предтечи и приняли от него крещение в Вифаваре при Иордане (Ин. 1:28), затем Андрей привел брата к Иисусу Христу, который нарек его по-арамейски Кифа, что значит «камень» (Πέτρος по-гречески) (Ин. 1:42). Однажды Петр вместе с сыновьями Зеведеевыми Иаковом и Иоанном ловил рыбу на Генисаретском озере, и Христос вошел в его лодку и учил из нее людей, а затем сказал ему отплыть на глубину и закинуть сеть. Хотя в прошлую ночь рыбаки ничего не поймали, теперь их сети наполнились множеством рыбы. После этого Петр был призван на проповедь, повинуясь слову Христа: «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5: 10).
Петр занимал особое положение среди апостолов, часто действовал от их лица, именно к нему чаще всего обращался Господь. Именно Петр исповедовал Иисуса «Христом, сыном Бога Живого» (Мф 16:16); по слову Господа, «на сем камне» будет создана Церковь, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18); Господь предрек вручение ему ключей Царства Небесного и полномочий по управлению Церковью («что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Апостол Петр – один из трех самых близких учеников Христа, вместе с Иаковом Зеведеевым и Иоанном Богословом, ставший свидетелем воскрешения дочери Иаира (Лк. 8:50–56), Преображения Господа на горе Фавор (Мф. 17:1), а также Его молитвы в Гефсиманском саду (Мф. 26:37). Евангелия описывают Петра как человека импульсивного и горячего: он убеждал Христа не идти в Иерусалим для добровольного принятия крестных страданий (Мф. 16:22–23); во время Тайной вечери отказался от омовения ног Иисусом, а затем, узнав, что это необходимо, попросил умыть и руки, и голову (Ин. 13: 5–10). Петр обещал отдать жизнь за Иисуса (Ин. 13:37) и попытался защитить Его с мечом в Гефсиманском саду, когда отсек ухо Малху, рабу первосвященника, пришедшему вместе с воинами схватить Спасителя (Ин. 18: 10). После взятия Христа под стражу Петр трижды отрекся от Него, что было предсказано на Тайной вечере (Мф. 26:34; Мк. 14:30; Ин. 13:38), о чем впоследствии горько сожалел. Тем не менее после Воскресения Христос первым явился к нему (Лк. 24:34) и при Тивериадском озере поручил ему «пасти своих овец» (Ин. 21: 15–17).
После Вознесения Господня Петр активно проповедовал о Христе и совершал различные чудеса. Вначале он действовал в Иерусалиме, а затем на побережье Средиземного моря. По приказу царя Иудеи Ирода Агриппы Петр был заточен в темницу, откуда его освободил ангел (Деян. 12: 1–19). Проповедь Петра была обращена преимущественно к иудеям, хотя он отстаивал мнение, что и язычники должны услышать слово Евангелия (Деян. 15: 7–11). Апостол Петр считается автором двух посланий, включенных в Новый Завет. В годы правления Нерона Петр прибыл в Рим, где удостоился мученической кончины, будучи распятым головой вниз, потому что считал себя недостойным принять такие же страдания, как Господь. Церковное предание считает Петра первым епископом города Рима.
В отличие от Петра, Павел не входил в число первых учеников и не сразу пришел к Христу. Павел (еврейское имя – Савл) родился в знатной иудейской семье в городе Тарсе в Киликии, с рождения имел римское гражданство, причислял себя к фарисеям и изначально выступал гонителем христиан. Он получил образование у известного фарисейского законоучителя Гамалиила (Деян. 22:3), знал не только иудейский закон, но и греческий язык, занимался шитьем палаток для римской армии (Деян. 18:3). Иудейский синедрион дал ему полномочия преследовать христиан в Дамаске, которых он собирался «привести в оковах в Иерусалим на истязание» (Деян. 22:5). Однако на пути в Дамаск Савла осиял свет с неба, и он услышал голос Христа, говорящий: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня»? Господь повелел своему избраннику идти в Дамаск, после чего он ослеп на три дня, прежде чем был исцелен одним из учеников Христа, Ананией (Деян. 9: 1–17). После прозрения Савл крестился и стал проповедовать об Иисусе, а иудеи и язычники неоднократно собирались убить его.
Павел направил свои миссионерские усилия к язычникам. В первом миссионерском путешествии (47 или 49 гг. н. э.) он посетил Кипр и города юга Малой Азии (Деян. 13:4–14:26); на соборе в Иерусалиме Павел и Варнава выступали против обрезания язычников и соблюдения ими норм ветхозаветного Закона, что и было принято другими апостолами (Деян. 15:1–29). В ходе второго путешествия (ок. 49–52 гг.) Павел отправился на проповедь из Антиохии, посетил не только Малую Азию, но и Балканы, проповедовал в Македонии и Ахайе, в частности, в Фессалониках, Афинах, Коринфе, затем снова вернулся в Антиохию через Ефес, Кесарию и Иерусалим (Деян. 15:36 – 18: 22). Маршрут третьего путешествия был связан с Галатией и Фригией и длительным двухлетним пребыванием в Ефесе, в ходе которого против Павла поднял восстание мастер серебряных дел Димитрий, занимавшийся изготовлением украшений для языческого храма Артемиды Ефесской. Удалившись из Ефеса, Павел направился в Македонию и Грецию, затем вернулся в Иерусалим, где из-за угрозы убийства иудеями был взят под стражу и затем отправлен в Кесарию. Около двух лет апостол пребывал в Кесарии в заточении, а затем был отправлен в Рим для суда императора, где также провел два года, проповедуя (Деян. 21: 27–28:31). По данным церковной традиции, Павел был освобожден в Риме и продолжил миссионерскую деятельность, посетив Крит, Далмацию и Испанию. В правление императора Нерона в Риме состоялся новый суд над Павлом, он был приговорен к смерти через отсечение головы (как римский гражданин, он не мог быть распят).
Роль апостола Павла в становлении Церкви и развитии христианского богословия огромна. Ему принадлежат четырнадцать посланий, вошедших в канонические книги Нового Завета. Заслугой апостола Павла стало широкое распространение христианства среди разных народов Римской империи. Он отстаивал позицию об оправдании грешников верой в Иисуса Христа, независимо от иудейского закона (Рим. 3:28). Вера во Христа должна объединить и иудеев, и сторонников греческого язычества, потому что «немудрое Божие премудрее человеков» (1 Кор. 1:25).
Несмотря на то, что обстоятельства жизненного пути и миссионерской деятельности двух первоверховных апостолов различались, Церковь неслучайно отмечает их память в один день: как поется в стихире праздника, «Петрова твердость и Павлов разум» стали общим утверждением Церкви и образом обращения грешников.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Апостол Петр принадлежал к числу первых двенадцати учеников Христа. Он родился в Вифсаиде и носил имя Симон, отцом апостола был Иона. По рассказу Евангелия, Симон вместе с семьей (братом Андреем и тещей, в апокрифических текстах упоминаются также жена апостола и его дети) жил в Капернауме, занимаясь рыбной ловлей. Петр и Андрей были учениками Иоанна Предтечи и приняли от него крещение в Вифаваре при Иордане (Ин. 1:28), затем Андрей привел брата к Иисусу Христу, который нарек его по-арамейски Кифа, что значит «камень» (Πέτρος по-гречески) (Ин. 1:42). Однажды Петр вместе с сыновьями Зеведеевыми Иаковом и Иоанном ловил рыбу на Генисаретском озере, и Христос вошел в его лодку и учил из нее людей, а затем сказал ему отплыть на глубину и закинуть сеть. Хотя в прошлую ночь рыбаки ничего не поймали, теперь их сети наполнились множеством рыбы. После этого Петр был призван на проповедь, повинуясь слову Христа: «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5: 10).
Петр занимал особое положение среди апостолов, часто действовал от их лица, именно к нему чаще всего обращался Господь. Именно Петр исповедовал Иисуса «Христом, сыном Бога Живого» (Мф 16:16); по слову Господа, «на сем камне» будет создана Церковь, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18); Господь предрек вручение ему ключей Царства Небесного и полномочий по управлению Церковью («что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Апостол Петр – один из трех самых близких учеников Христа, вместе с Иаковом Зеведеевым и Иоанном Богословом, ставший свидетелем воскрешения дочери Иаира (Лк. 8:50–56), Преображения Господа на горе Фавор (Мф. 17:1), а также Его молитвы в Гефсиманском саду (Мф. 26:37). Евангелия описывают Петра как человека импульсивного и горячего: он убеждал Христа не идти в Иерусалим для добровольного принятия крестных страданий (Мф. 16:22–23); во время Тайной вечери отказался от омовения ног Иисусом, а затем, узнав, что это необходимо, попросил умыть и руки, и голову (Ин. 13: 5–10). Петр обещал отдать жизнь за Иисуса (Ин. 13:37) и попытался защитить Его с мечом в Гефсиманском саду, когда отсек ухо Малху, рабу первосвященника, пришедшему вместе с воинами схватить Спасителя (Ин. 18: 10). После взятия Христа под стражу Петр трижды отрекся от Него, что было предсказано на Тайной вечере (Мф. 26:34; Мк. 14:30; Ин. 13:38), о чем впоследствии горько сожалел. Тем не менее после Воскресения Христос первым явился к нему (Лк. 24:34) и при Тивериадском озере поручил ему «пасти своих овец» (Ин. 21: 15–17).
После Вознесения Господня Петр активно проповедовал о Христе и совершал различные чудеса. Вначале он действовал в Иерусалиме, а затем на побережье Средиземного моря. По приказу царя Иудеи Ирода Агриппы Петр был заточен в темницу, откуда его освободил ангел (Деян. 12: 1–19). Проповедь Петра была обращена преимущественно к иудеям, хотя он отстаивал мнение, что и язычники должны услышать слово Евангелия (Деян. 15: 7–11). Апостол Петр считается автором двух посланий, включенных в Новый Завет. В годы правления Нерона Петр прибыл в Рим, где удостоился мученической кончины, будучи распятым головой вниз, потому что считал себя недостойным принять такие же страдания, как Господь. Церковное предание считает Петра первым епископом города Рима.
В отличие от Петра, Павел не входил в число первых учеников и не сразу пришел к Христу. Павел (еврейское имя – Савл) родился в знатной иудейской семье в городе Тарсе в Киликии, с рождения имел римское гражданство, причислял себя к фарисеям и изначально выступал гонителем христиан. Он получил образование у известного фарисейского законоучителя Гамалиила (Деян. 22:3), знал не только иудейский закон, но и греческий язык, занимался шитьем палаток для римской армии (Деян. 18:3). Иудейский синедрион дал ему полномочия преследовать христиан в Дамаске, которых он собирался «привести в оковах в Иерусалим на истязание» (Деян. 22:5). Однако на пути в Дамаск Савла осиял свет с неба, и он услышал голос Христа, говорящий: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня»? Господь повелел своему избраннику идти в Дамаск, после чего он ослеп на три дня, прежде чем был исцелен одним из учеников Христа, Ананией (Деян. 9: 1–17). После прозрения Савл крестился и стал проповедовать об Иисусе, а иудеи и язычники неоднократно собирались убить его.
Павел направил свои миссионерские усилия к язычникам. В первом миссионерском путешествии (47 или 49 гг. н. э.) он посетил Кипр и города юга Малой Азии (Деян. 13:4–14:26); на соборе в Иерусалиме Павел и Варнава выступали против обрезания язычников и соблюдения ими норм ветхозаветного Закона, что и было принято другими апостолами (Деян. 15:1–29). В ходе второго путешествия (ок. 49–52 гг.) Павел отправился на проповедь из Антиохии, посетил не только Малую Азию, но и Балканы, проповедовал в Македонии и Ахайе, в частности, в Фессалониках, Афинах, Коринфе, затем снова вернулся в Антиохию через Ефес, Кесарию и Иерусалим (Деян. 15:36 – 18: 22). Маршрут третьего путешествия был связан с Галатией и Фригией и длительным двухлетним пребыванием в Ефесе, в ходе которого против Павла поднял восстание мастер серебряных дел Димитрий, занимавшийся изготовлением украшений для языческого храма Артемиды Ефесской. Удалившись из Ефеса, Павел направился в Македонию и Грецию, затем вернулся в Иерусалим, где из-за угрозы убийства иудеями был взят под стражу и затем отправлен в Кесарию. Около двух лет апостол пребывал в Кесарии в заточении, а затем был отправлен в Рим для суда императора, где также провел два года, проповедуя (Деян. 21: 27–28:31). По данным церковной традиции, Павел был освобожден в Риме и продолжил миссионерскую деятельность, посетив Крит, Далмацию и Испанию. В правление императора Нерона в Риме состоялся новый суд над Павлом, он был приговорен к смерти через отсечение головы (как римский гражданин, он не мог быть распят).
Роль апостола Павла в становлении Церкви и развитии христианского богословия огромна. Ему принадлежат четырнадцать посланий, вошедших в канонические книги Нового Завета. Заслугой апостола Павла стало широкое распространение христианства среди разных народов Римской империи. Он отстаивал позицию об оправдании грешников верой в Иисуса Христа, независимо от иудейского закона (Рим. 3:28). Вера во Христа должна объединить и иудеев, и сторонников греческого язычества, потому что «немудрое Божие премудрее человеков» (1 Кор. 1:25).
Несмотря на то, что обстоятельства жизненного пути и миссионерской деятельности двух первоверховных апостолов различались, Церковь неслучайно отмечает их память в один день: как поется в стихире праздника, «Петрова твердость и Павлов разум» стали общим утверждением Церкви и образом обращения грешников.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».