Все новости
Богиня Клио – покровительница истории
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Из античного гимна
История – сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего,
предостережение для будущего.
М. де Сервантес
Древние греки верили в то, что каждая сфера их культуры, искусства и вообще творческой жизни имеет свою покровительницу, музу.
Провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело, они часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!» В центре Афин, на Акрополе, существовал храм, посвященный музам, – Мусейон. Современные музеи, являясь хранителями памяти, поистине, и сегодня представляют собой храмы муз.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их ещё неизвестны. В более поздних источниках речь идёт о трёх музах. Постепенно число муз увеличивается до девяти… Согласно классической греческой мифологии, у верховного бога Зевса и Мнемозины – дочери титанов Урана и Геи – родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали называться музами, что в переводе с греческого означает «мыслящие». В Древней Греции почитали не только богов, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Они олицетворяют всё то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном:
Каллиопа – муза эпической поэзии и науки;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза астрономии.
Согласно мифам, излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали. Так итальянский художник Андреа Мантенья изобразил этот сюжет на бессмертном полотне «Парнас», где можно увидеть Аполлона в окружении муз, танцующих для богов Олимпа (картина находится в Лувре, Париж).
В Лувре хранится и знаменитый мраморный саркофаг муз первой половины II века н. э., найденный на раскопках в Риме. Нижний барельеф фронтальной части этого саркофага украшен превосходным изображением всех девяти муз.
В соответствии с представлениями древних греков, за сохранение памяти обо всех великих свершениях отвечала муза истории Клио.
Она изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным лицом в лавровом венке, держащей в руках свиток папируса или пергамента (иногда футляр для свитков) и грифельный стилос (стержень для письма), что свидетельствовало о её готовности зафиксировать все важные события в жизни смертных людей или бессмертных богов и записать имена героев в свой нескончаемый список.
Иногда атрибутом Клио являются солнечные часы, так как она наблюдает и за порядком во времени. Нередко её изображали с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то важном событии.
Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что и понятно: «прекрасноголосая» муза эпоса неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали скульптурные изображения этих муз только у одного мастера.
Клио внушала людям любовь к прошлому и истории, которая всегда была величайшей ценностью для греков. В свои свитки она вносила даже незначительные факты и мельчайшие подробности – ничто не ускользало от её внимания и не могло быть предано забвению. Она отвечала за точность описания событий как в устном изложении, так и в письменном виде.
Итак, Клио (с др.-греч. Κλειώ; с лат. Clio – «дарующая славу») в греческой мифологии – одна из девяти олимпийских муз, которая прославляет и хранит великие свидетельства прошлого для грядущего.
Дочь Зевса и Мнемозины, богиня Клио является покровительницей истории.
Древние греки полагали, что история – это вид искусства. Традиция принимать историю как более точную науку и некое знание об обществе появилась около 200 лет назад. С тех пор и такое представление об истории подвергается постоянной ревизии. Это разделение является в значительной степени искусственным, поскольку историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах. Слово «история» переводится с древнегреческого языка как «исследование», «разыскание путем расспросов». Оно происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень -weid- означает «знать, ведать».
История – это область знаний, а также гуманитарная наука, которая занимается изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и т. п.) в прошлом.
Как древнегреческая поэзия начинается с Гомера, так и история как особый раздел знаний начинается с Геродота (484–425 гг. до н.э.), которого Цицерон назвал «отцом истории». Геродот для обозначения своих трудов выбрал слово ἱστορία, которое в переводе означает «полученное путем расспросов». Поэтому именно этот грек родом из малоазийского Галикарнаса, а не кто-либо из его предшественников, твердо и прочно ассоциируется у нас с началом историописания.
Работа современного историка – это реконструкция прошлого. Она чрезвычайно интересна и полна неожиданных находок, так как опирается на огромный массив литературы, письменных и археологических источников, ведь древние вещи являются молчаливыми свидетелями прошлого. Чтобы заполнить «исторические пробелы», некоторые ученые высказывают свои предположения – так появляются гипотезы: «священны факты, мнение свободно». Поэтому историческая наука – это бесконечный поиск, спор, дискуссия учёных, в ходе которой мы можем лишь приблизиться к истине. А обладает ею лишь муза Клио.
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Из античного гимна
История – сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего,
предостережение для будущего.
М. де Сервантес
Древние греки верили в то, что каждая сфера их культуры, искусства и вообще творческой жизни имеет свою покровительницу, музу.
Провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело, они часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!» В центре Афин, на Акрополе, существовал храм, посвященный музам, – Мусейон. Современные музеи, являясь хранителями памяти, поистине, и сегодня представляют собой храмы муз.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их ещё неизвестны. В более поздних источниках речь идёт о трёх музах. Постепенно число муз увеличивается до девяти… Согласно классической греческой мифологии, у верховного бога Зевса и Мнемозины – дочери титанов Урана и Геи – родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали называться музами, что в переводе с греческого означает «мыслящие». В Древней Греции почитали не только богов, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Они олицетворяют всё то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном:
Каллиопа – муза эпической поэзии и науки;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза астрономии.
Согласно мифам, излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали. Так итальянский художник Андреа Мантенья изобразил этот сюжет на бессмертном полотне «Парнас», где можно увидеть Аполлона в окружении муз, танцующих для богов Олимпа (картина находится в Лувре, Париж).
В Лувре хранится и знаменитый мраморный саркофаг муз первой половины II века н. э., найденный на раскопках в Риме. Нижний барельеф фронтальной части этого саркофага украшен превосходным изображением всех девяти муз.
В соответствии с представлениями древних греков, за сохранение памяти обо всех великих свершениях отвечала муза истории Клио.
Она изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным лицом в лавровом венке, держащей в руках свиток папируса или пергамента (иногда футляр для свитков) и грифельный стилос (стержень для письма), что свидетельствовало о её готовности зафиксировать все важные события в жизни смертных людей или бессмертных богов и записать имена героев в свой нескончаемый список.
Иногда атрибутом Клио являются солнечные часы, так как она наблюдает и за порядком во времени. Нередко её изображали с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то важном событии.
Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что и понятно: «прекрасноголосая» муза эпоса неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали скульптурные изображения этих муз только у одного мастера.
Клио внушала людям любовь к прошлому и истории, которая всегда была величайшей ценностью для греков. В свои свитки она вносила даже незначительные факты и мельчайшие подробности – ничто не ускользало от её внимания и не могло быть предано забвению. Она отвечала за точность описания событий как в устном изложении, так и в письменном виде.
Итак, Клио (с др.-греч. Κλειώ; с лат. Clio – «дарующая славу») в греческой мифологии – одна из девяти олимпийских муз, которая прославляет и хранит великие свидетельства прошлого для грядущего.
Дочь Зевса и Мнемозины, богиня Клио является покровительницей истории.
Древние греки полагали, что история – это вид искусства. Традиция принимать историю как более точную науку и некое знание об обществе появилась около 200 лет назад. С тех пор и такое представление об истории подвергается постоянной ревизии. Это разделение является в значительной степени искусственным, поскольку историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах. Слово «история» переводится с древнегреческого языка как «исследование», «разыскание путем расспросов». Оно происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень -weid- означает «знать, ведать».
История – это область знаний, а также гуманитарная наука, которая занимается изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и т. п.) в прошлом.
Как древнегреческая поэзия начинается с Гомера, так и история как особый раздел знаний начинается с Геродота (484–425 гг. до н.э.), которого Цицерон назвал «отцом истории». Геродот для обозначения своих трудов выбрал слово ἱστορία, которое в переводе означает «полученное путем расспросов». Поэтому именно этот грек родом из малоазийского Галикарнаса, а не кто-либо из его предшественников, твердо и прочно ассоциируется у нас с началом историописания.
Работа современного историка – это реконструкция прошлого. Она чрезвычайно интересна и полна неожиданных находок, так как опирается на огромный массив литературы, письменных и археологических источников, ведь древние вещи являются молчаливыми свидетелями прошлого. Чтобы заполнить «исторические пробелы», некоторые ученые высказывают свои предположения – так появляются гипотезы: «священны факты, мнение свободно». Поэтому историческая наука – это бесконечный поиск, спор, дискуссия учёных, в ходе которой мы можем лишь приблизиться к истине. А обладает ею лишь муза Клио.