Все новости
Арабская вязь в византийском городе
Во время раскопок Херсонеса было выявлено несколько артефактов, с надписями на этом древнем языке, хранящихся в трех российских музеях. Среди них привлекает внимание ампула-евлогия для святой воды или масла в виде миниатюрной уплощенной двуручной фляги. Лицевая сторона оформлена в виде стилизованной раковины; на оборотной стороне сохранилась арабская надпись, представляющая собой Шахаду (мусульманский “символ веры”): “Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад – пророк Аллаха” (ГЭ). Остальные артефакты выполнены из бронзы. Это – носившийся на шее или подвешенным к поясу продолговатый бронзовый пенал (калемдал) для хранения заостренного тростникового или костяного «пера» (калама), которым писали, обмакивая в чернила; надпись на калемдале, инкрустированная медью или серебром, гласила: «Да дает тебе милость свою Аллах» (ГМЗХТ). Бронзовые замочки в виде фигурок собачек, на одном из которых надпись: «Сделал Омар» (ГИМ). Массивные литые ступки, использовавшиеся в фармацевтике для приготовления лекарств, с которыми, возможно, поступали в город также и компоненты, необходимые для их производства (ГЭ, ГХМЗХТ).
На капсульной выставке представлена массивная бронзовая ступка из фонда Херсонесского музея-заповедника, найденная в 1913 г. Робертом Христиановичем Лепером в ходе раскопок в Центральном районе Херсонеса, в квартале VII. Ступка – восьмигранная по внешнему периметру, округлая – по внутреннему. На ее семи гранях – миндалевидные выступы и резные арочки с растительным орнаментом по сторонам, на восьмой грани – небольшая ручка с округлым отверстием, над которой гравированная арабская надпись: “Вечная слава”. Верхняя часть ступки декорирована плетенкой; нижняя – плетенкой, чередующейся с имитацией арабской надписи.
Если амфора-евлогия была приобретена на рубеже XI/XII вв. в Палестине, то бронзовые изделия, принадлежавшие к кругу малоазийско-армянских предметов, стали поступать в Херсон после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. и распада Византии на ряд «имперских центров», когда активизировались торговые связи города с Малой Азией. (Херсон, вошел в сферу влияния Трапезудской империи)
Невольно встает вопрос, как христиане-византийцы могли приобретать предметы с кощунственными для них мусульманскими надписями? Однозначного ответа на этот вопрос исследователи пока дать не могут, но предполагают, что греки, не зная арабского языка, не понимали содержание надписей, порой рассматривая арабскую вязь просто как узор.
Заведующий отделом византийской истории музея-заповедника "Херсонес Таврический" Т.Ю. Яшаева
На капсульной выставке представлена массивная бронзовая ступка из фонда Херсонесского музея-заповедника, найденная в 1913 г. Робертом Христиановичем Лепером в ходе раскопок в Центральном районе Херсонеса, в квартале VII. Ступка – восьмигранная по внешнему периметру, округлая – по внутреннему. На ее семи гранях – миндалевидные выступы и резные арочки с растительным орнаментом по сторонам, на восьмой грани – небольшая ручка с округлым отверстием, над которой гравированная арабская надпись: “Вечная слава”. Верхняя часть ступки декорирована плетенкой; нижняя – плетенкой, чередующейся с имитацией арабской надписи.
Если амфора-евлогия была приобретена на рубеже XI/XII вв. в Палестине, то бронзовые изделия, принадлежавшие к кругу малоазийско-армянских предметов, стали поступать в Херсон после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. и распада Византии на ряд «имперских центров», когда активизировались торговые связи города с Малой Азией. (Херсон, вошел в сферу влияния Трапезудской империи)
Невольно встает вопрос, как христиане-византийцы могли приобретать предметы с кощунственными для них мусульманскими надписями? Однозначного ответа на этот вопрос исследователи пока дать не могут, но предполагают, что греки, не зная арабского языка, не понимали содержание надписей, порой рассматривая арабскую вязь просто как узор.
Заведующий отделом византийской истории музея-заповедника "Херсонес Таврический" Т.Ю. Яшаева