Все новости
Апостол Андрей Первозванный.
13 декабря (30 ноября старого стиля) Православная Церковь отмечает память одного из двенадцати учеников Иисуса Христа – апостола Андрея Первозванного. Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей, как и его брат Симон, нареченный Петром, происходили из Вифсаиды. Вначале Андрей был одним из двух учеников Иоанна Крестителя, последовавших за Христом. Он первым пришел к Господу и привел к нему своего брата Симона (Ин. 1: 40–41). По сведениям синоптических Евангелий, Андрей и Симон были призваны Христом, когда занимались рыбной ловлей на Галилейском море (Мф. 4:18; Мк. 1:16). Новый Завет лишь эпизодически упоминает об апостоле Андрее, однако известно, что он присутствовал при многих ключевых событиях, таких, как чудесное насыщение рыбами и хлебами в окрестностях Тивериады (Ин. 6: 8–10), беседа со Спасителем на горе Елеонской о конце мира (Мк. 13:3), Тайная Вечеря, Вознесение Христа, Пятидесятница (Деян. 1:13; 2:1).
В дальнейшем деятельность апостола Андрея по-разному освещается письменными источниками. Согласно одной из версий, он проповедовал на южном берегу Черного моря, в Визáнтии и Фракии и принял мученическую смерть в Патрах в годы правления римского императора Нерона. Другая версия местом проповеди Андрея Первозванного называет Скифию, то есть, территории Восточной Европы. Более детально о миссионерских подвигах апостола повествует его житие, составленное монахом Епифанием в начале IX в. По данным Епифания, апостол трижды путешествовал вдоль черноморского побережья, в последнем путешествии посещал и города Таврики – Боспор, Феодосию и Херсонес. В Херсонесе апостол провел длительное время. В летописном памятнике XVI в. («Степенной книге») содержатся сведения об отпечатке стопы апостола на камне у берега моря.
Апостол Андрей Первозванный издавна почитался на Руси. В «Повести временных лет» сообщается о его путешествии по Днепру, по будущему маршруту «из варяг в греки», с воздвижением креста на месте будущего Киева, и посещением земли ильменских словен. С XI в. на Руси строятся первые храмы во имя апостола Андрея Первозванного, его имя в крещении носил киевский князь Всеволод Ярославич, который основал в своей столице Андреевский монастырь. В конце XI в. были построены храмы, посвященные апостолу Андрею, в Переяславле Русском и Великом Новгороде. Впоследствии были составлены сказания о проповеди апостола Андрея по всей Русской земле. Обращение к наследию апостола Андрея было важным аргументом для обоснования самостоятельности Церкви на Руси.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский
#христианскийхерсонес
В дальнейшем деятельность апостола Андрея по-разному освещается письменными источниками. Согласно одной из версий, он проповедовал на южном берегу Черного моря, в Визáнтии и Фракии и принял мученическую смерть в Патрах в годы правления римского императора Нерона. Другая версия местом проповеди Андрея Первозванного называет Скифию, то есть, территории Восточной Европы. Более детально о миссионерских подвигах апостола повествует его житие, составленное монахом Епифанием в начале IX в. По данным Епифания, апостол трижды путешествовал вдоль черноморского побережья, в последнем путешествии посещал и города Таврики – Боспор, Феодосию и Херсонес. В Херсонесе апостол провел длительное время. В летописном памятнике XVI в. («Степенной книге») содержатся сведения об отпечатке стопы апостола на камне у берега моря.
Апостол Андрей Первозванный издавна почитался на Руси. В «Повести временных лет» сообщается о его путешествии по Днепру, по будущему маршруту «из варяг в греки», с воздвижением креста на месте будущего Киева, и посещением земли ильменских словен. С XI в. на Руси строятся первые храмы во имя апостола Андрея Первозванного, его имя в крещении носил киевский князь Всеволод Ярославич, который основал в своей столице Андреевский монастырь. В конце XI в. были построены храмы, посвященные апостолу Андрею, в Переяславле Русском и Великом Новгороде. Впоследствии были составлены сказания о проповеди апостола Андрея по всей Русской земле. Обращение к наследию апостола Андрея было важным аргументом для обоснования самостоятельности Церкви на Руси.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский
#христианскийхерсонес