Все новости
Анна Порфирогенита – супруга Владимира Святого
Порфирородная Анна – византийская принцесса, ставшая супругой киевского князя Владимира, родилась 13 марта 963 года.
Очевидно, она была третьим ребёнком в семье императора Романа II и Феофано. Её старшие братья – будущие самодержцы Василий II и Константин VIII. Имя Анны было довольно редким для византийского двора. Через два дня после её рождения, 15 марта 963 года, её отец, добрый, но слабовольный правитель, скончался. Мать, известная своей красотой и политическими интригами, не уделяла много внимания воспитанию детей. Можно предположить, что Анна получила типичное для своего времени образование. Византийцы считали главным для девочек рукоделие и ведение домашнего хозяйства, но в знатных семействах их нередко знакомили со Священным Писанием и светской литературой.
В 968 году посол императора Священной Римской империи Оттона I Великого Лиутпранд неудачно хлопотал о браке сына своего господина и византийской принцессы, вероятно, Анны. Политическая доктрина Константинополя осуждала заключение матримониальных союзов с представителями «варварских народов», особенно если речь шла о порфирородных (или багрянородных) детях правящего василевса. родившихся в Порфире — особой палате Большого дворца Константинополя. Не увенчалось успехом и сватовство к Анне Робера, сына французского короля Гуго Капета, состоявшееся в 987 году.
Заключение брака с князем Руси следует объяснять экстраординарными политическими обстоятельствами, которые угрожали судьбе правящей в Византии Македонской династии. Оно состоялось после того, как киевский князь Владимир Святославич осуществил поход на Херсон (Корсунь древнерусских летописей) – форпост византийских владений в Таврике. Он согласился вернуть город в состав Империи, но главным условием такой передачи был брак с Анной. В это время в Византии полыхала гражданская война между сторонниками Македонской династии и приверженцами знатных полководцев Варды Склира и Варды Фоки. Империя очень нуждалась в военной помощи, которую мог предоставить русский князь. Византийцы, со своей стороны, обязали Владимира принять православную веру, к чему он был внутренне готов. Согласно рассказу летописи, князь решился войти в купель лишь после увещеваний своей невесты, и после крещения он исцелился от внезапной слепоты.
Таинство крещения и венчания брачной четы Владимира и Анны, вероятно, состоялось в одном из храмов центральной торговой площади –агоры Херсона. Некоторые историки считают, что церемония могла пройти в сáмой большой, Уваровской, базилике. Это событие произошло не позже лета-осени 988 года. После бракосочетания супруги отправились в Киев, а направленные Владимиром варяги прибыли в Византию. С их помощью Василий II одержал победы под Хрисополем и Авидосом. Анна способствовала распространению христианства на Руси, в частности, она содействовала строительству храмов. По её совету Владимир ввёл в законодательство элементы византийского Номоканона (сборника канонических правил) и создал первый церковный устав.
Достоверных сведений о потомстве Анны в источниках нет. Иногда её дочерью называют Марию Добронегу, будущую супругу польского короля Казимира Восстановителя, а сыновьями – святых страстотерпцев Бориса и Глеба, но это лишь догадки. Княгиня завершила земной путь в 1011 году, а через четыре года скончался и князь Владимир. Мраморные саркофаги супругов размещались в центре киевского храма Успения Пресвятой Богородицы, известном как Десятинная церковь. В исторической памяти Владимир и Анна неразрывно связаны с Крещением Руси и укреплением христианства в Восточной Европе.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Очевидно, она была третьим ребёнком в семье императора Романа II и Феофано. Её старшие братья – будущие самодержцы Василий II и Константин VIII. Имя Анны было довольно редким для византийского двора. Через два дня после её рождения, 15 марта 963 года, её отец, добрый, но слабовольный правитель, скончался. Мать, известная своей красотой и политическими интригами, не уделяла много внимания воспитанию детей. Можно предположить, что Анна получила типичное для своего времени образование. Византийцы считали главным для девочек рукоделие и ведение домашнего хозяйства, но в знатных семействах их нередко знакомили со Священным Писанием и светской литературой.
В 968 году посол императора Священной Римской империи Оттона I Великого Лиутпранд неудачно хлопотал о браке сына своего господина и византийской принцессы, вероятно, Анны. Политическая доктрина Константинополя осуждала заключение матримониальных союзов с представителями «варварских народов», особенно если речь шла о порфирородных (или багрянородных) детях правящего василевса. родившихся в Порфире — особой палате Большого дворца Константинополя. Не увенчалось успехом и сватовство к Анне Робера, сына французского короля Гуго Капета, состоявшееся в 987 году.
Заключение брака с князем Руси следует объяснять экстраординарными политическими обстоятельствами, которые угрожали судьбе правящей в Византии Македонской династии. Оно состоялось после того, как киевский князь Владимир Святославич осуществил поход на Херсон (Корсунь древнерусских летописей) – форпост византийских владений в Таврике. Он согласился вернуть город в состав Империи, но главным условием такой передачи был брак с Анной. В это время в Византии полыхала гражданская война между сторонниками Македонской династии и приверженцами знатных полководцев Варды Склира и Варды Фоки. Империя очень нуждалась в военной помощи, которую мог предоставить русский князь. Византийцы, со своей стороны, обязали Владимира принять православную веру, к чему он был внутренне готов. Согласно рассказу летописи, князь решился войти в купель лишь после увещеваний своей невесты, и после крещения он исцелился от внезапной слепоты.
Таинство крещения и венчания брачной четы Владимира и Анны, вероятно, состоялось в одном из храмов центральной торговой площади –агоры Херсона. Некоторые историки считают, что церемония могла пройти в сáмой большой, Уваровской, базилике. Это событие произошло не позже лета-осени 988 года. После бракосочетания супруги отправились в Киев, а направленные Владимиром варяги прибыли в Византию. С их помощью Василий II одержал победы под Хрисополем и Авидосом. Анна способствовала распространению христианства на Руси, в частности, она содействовала строительству храмов. По её совету Владимир ввёл в законодательство элементы византийского Номоканона (сборника канонических правил) и создал первый церковный устав.
Достоверных сведений о потомстве Анны в источниках нет. Иногда её дочерью называют Марию Добронегу, будущую супругу польского короля Казимира Восстановителя, а сыновьями – святых страстотерпцев Бориса и Глеба, но это лишь догадки. Княгиня завершила земной путь в 1011 году, а через четыре года скончался и князь Владимир. Мраморные саркофаги супругов размещались в центре киевского храма Успения Пресвятой Богородицы, известном как Десятинная церковь. В исторической памяти Владимир и Анна неразрывно связаны с Крещением Руси и укреплением христианства в Восточной Европе.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»