Все новости

Анна Порфирогенита – супруга Владимира Святого

Порфирородная Анна – византийская принцесса, ставшая супругой киевского князя Владимира, родилась 13 марта 963 года.

Очевидно, она была третьим ребёнком в семье императора Романа II и Феофано. Её старшие братья – будущие самодержцы Василий II и Константин VIII. Имя Анны было довольно редким для византийского двора. Через два дня после её рождения, 15 марта 963 года, её отец, добрый, но слабовольный правитель, скончался. Мать, известная своей красотой и политическими интригами, не уделяла много внимания воспитанию детей. Можно предположить, что Анна получила типичное для своего времени образование. Византийцы считали главным для девочек рукоделие и ведение домашнего хозяйства, но в знатных семействах их нередко знакомили со Священным Писанием и светской литературой.

В 968 году посол императора Священной Римской империи Оттона I Великого Лиутпранд неудачно хлопотал о браке сына своего господина и византийской принцессы, вероятно, Анны. Политическая доктрина Константинополя осуждала заключение матримониальных союзов с представителями «варварских народов», особенно если речь шла о порфирородных (или багрянородных) детях правящего василевса. родившихся в Порфире — особой палате Большого дворца Константинополя. Не увенчалось успехом и сватовство к Анне Робера, сына французского короля Гуго Капета, состоявшееся в 987 году.

Заключение брака с князем Руси следует объяснять экстраординарными политическими обстоятельствами, которые угрожали судьбе правящей в Византии Македонской династии. Оно состоялось после того, как киевский князь Владимир Святославич осуществил поход на Херсон (Корсунь древнерусских летописей) – форпост византийских владений в Таврике. Он согласился вернуть город в состав Империи, но главным условием такой передачи был брак с Анной. В это время в Византии полыхала гражданская война между сторонниками Македонской династии и приверженцами знатных полководцев Варды Склира и Варды Фоки. Империя очень нуждалась в военной помощи, которую мог предоставить русский князь. Византийцы, со своей стороны, обязали Владимира принять православную веру, к чему он был внутренне готов. Согласно рассказу летописи, князь решился войти в купель лишь после увещеваний своей невесты, и после крещения он исцелился от внезапной слепоты.

Таинство крещения и венчания брачной четы Владимира и Анны, вероятно, состоялось в одном из храмов центральной торговой площади –агоры Херсона.  Некоторые историки считают, что церемония могла пройти в сáмой большой, Уваровской, базилике. Это событие произошло не позже лета-осени 988 года. После бракосочетания супруги отправились в Киев, а направленные Владимиром варяги прибыли в Византию. С их помощью Василий II одержал победы под Хрисополем и Авидосом. Анна способствовала распространению христианства на Руси, в частности, она содействовала строительству храмов. По её совету Владимир ввёл в законодательство элементы византийского Номоканона (сборника канонических правил) и создал первый церковный устав.

Достоверных сведений о потомстве Анны в источниках нет. Иногда её дочерью называют Марию Добронегу, будущую супругу польского короля Казимира Восстановителя, а сыновьями – святых страстотерпцев Бориса и Глеба, но это лишь догадки. Княгиня завершила земной путь в 1011 году, а через четыре года скончался и князь Владимир. Мраморные саркофаги супругов размещались в центре киевского храма Успения Пресвятой Богородицы, известном как Десятинная церковь. В исторической памяти Владимир и Анна неразрывно связаны с Крещением Руси и укреплением христианства в Восточной Европе.

Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический