Все новости
8 мая Православная Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Марка
Евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк, апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших Его воинов. После Вознесения Господня дом матери Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов. Ещё в юности он принимал участие в миссионерских трудах апостола Павла и Варнавы, а впоследствии стал неразлучным спутником и участником апостольских трудов Петра, который именует его «своим сыном». Марка называют «толмачом» или истолкователем Петра, записавшим то, чему учил последний. Как с апостолом Петром, так и с апостолом Павлом Марк бывал в Риме; позже переселился в Александрию, где основал церковь, был её первым епископом. Марк претерпел мученическую кончину 8 мая (по новому стилю) 68 года.
Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал».
Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан. Это видно, в частности, из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов — все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова.
По своему объему Евангелие от Марка самое краткое из четырех канонических Евангелий. Как считают наши современники, оно «как как раз для тех, кто много букв не привык осиливать. Таких в наши дни немало набирается, и армия их растет с каждым годом. Всё, что нужно, сказано в небольшом Евангелии от Марка. Множество великих дел совершает Христос у нас на глазах. И в особенном библейском динамизме чувствуется еще и происхождение этого Евангелия. Согласно церковному преданию, его писал ученик апостола Петра. Вот в Евангелии от Марка (и Петра) и дышит "порывистый", очень динамичный характер святого первоверховного Петра. Апостолу Марку ведь хотелось поточнее передать то, о чем свидетельствовал Пётр. К тому же Евангелие от Марка по месту происхождения связано с Римом, и потому оно "пестрит латинизмами". Имперский Рим, столичный и многоголосый, в котором никогда не утихает бурление жизни! И наша жизнь – тоже бурливая, на свой лад. Главное, чтобы в ней нашлось место Евангелию и чтобы даже посреди неунимающегося "броуновского" движения нам соприсутствовал Христос. Евангелист Марк в этом помогает», – пишет диакон Павел Сержантов.
На иконах и фресках евангелист Марк часто изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
1. Евангелист Марк. Мозаика собора Святого Марка (Венеция). Последняя четверть 12 в.
2. Евангелист Марк. Миниатюра. Евангелие Годескалька. 781–783 гг. Национальная библиотека (Париж).
Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал».
Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан. Это видно, в частности, из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов — все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова.
По своему объему Евангелие от Марка самое краткое из четырех канонических Евангелий. Как считают наши современники, оно «как как раз для тех, кто много букв не привык осиливать. Таких в наши дни немало набирается, и армия их растет с каждым годом. Всё, что нужно, сказано в небольшом Евангелии от Марка. Множество великих дел совершает Христос у нас на глазах. И в особенном библейском динамизме чувствуется еще и происхождение этого Евангелия. Согласно церковному преданию, его писал ученик апостола Петра. Вот в Евангелии от Марка (и Петра) и дышит "порывистый", очень динамичный характер святого первоверховного Петра. Апостолу Марку ведь хотелось поточнее передать то, о чем свидетельствовал Пётр. К тому же Евангелие от Марка по месту происхождения связано с Римом, и потому оно "пестрит латинизмами". Имперский Рим, столичный и многоголосый, в котором никогда не утихает бурление жизни! И наша жизнь – тоже бурливая, на свой лад. Главное, чтобы в ней нашлось место Евангелию и чтобы даже посреди неунимающегося "броуновского" движения нам соприсутствовал Христос. Евангелист Марк в этом помогает», – пишет диакон Павел Сержантов.
На иконах и фресках евангелист Марк часто изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
1. Евангелист Марк. Мозаика собора Святого Марка (Венеция). Последняя четверть 12 в.
2. Евангелист Марк. Миниатюра. Евангелие Годескалька. 781–783 гг. Национальная библиотека (Париж).