Все новости

8 мая Православная Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Марка

Евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк, апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших Его воинов. После Вознесения Господня дом матери Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов. Ещё в юности он принимал участие в миссионерских трудах апостола Павла и Варнавы, а впоследствии стал неразлучным спутником и участником апостольских трудов Петра, который именует его «своим сыном». Марка называют «толмачом» или истолкователем Петра, записавшим то, чему учил последний. Как с апостолом Петром, так и с апостолом Павлом Марк бывал в Риме; позже переселился в Александрию, где основал церковь, был её первым епископом. Марк претерпел мученическую кончину 8 мая (по новому стилю) 68 года.

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал».

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан. Это видно, в частности, из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов — все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова.

По своему объему Евангелие от Марка самое краткое из четырех канонических Евангелий. Как считают наши современники, оно «как как раз для тех, кто много букв не привык осиливать. Таких в наши дни немало набирается, и армия их растет с каждым годом. Всё, что нужно, сказано в небольшом Евангелии от Марка. Множество великих дел совершает Христос у нас на глазах. И в особенном библейском динамизме чувствуется еще и происхождение этого Евангелия. Согласно церковному преданию, его писал ученик апостола Петра. Вот в Евангелии от Марка (и Петра) и дышит "порывистый", очень динамичный характер святого первоверховного Петра. Апостолу Марку ведь хотелось поточнее передать то, о чем свидетельствовал Пётр. К тому же Евангелие от Марка по месту происхождения связано с Римом, и потому оно "пестрит латинизмами". Имперский Рим, столичный и многоголосый, в котором никогда не утихает бурление жизни! И наша жизнь – тоже бурливая, на свой лад. Главное, чтобы в ней нашлось место Евангелию и чтобы даже посреди неунимающегося "броуновского" движения нам соприсутствовал Христос. Евангелист Марк в этом помогает», – пишет диакон Павел Сержантов.

На иконах и фресках евангелист Марк часто изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.

Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

На фото:
1. Евангелист Марк. Мозаика собора Святого Марка (Венеция). Последняя четверть 12 в.
2. Евангелист Марк. Миниатюра. Евангелие Годескалька. 781–783 гг. Национальная библиотека (Париж).

Фото

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации