Все новости
25 июля ‒ день памяти иконы Божией Матери «Троеручица»
С этим необычным образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука и как икона оказалась на Святой горе Афон. Происхождение «Троеручицы» одно из преданий относит к византийской эпохе и связывает с жизнью известного ученого-богослова, проповедника и гимнографа, защитника иконопочитания, преподобного Иоанна Дамаскина. Он родился в Дамаске в семье знатных арабов-христиан, его арабское имя ‒ Мансур ибн Сарджун. Его отец был министром финансов при дворе калифа. Сам Иоанн с раннего детства воспитывался вместе с будущим калифом Язидом; позднее работал с отцом в финансовом ведомстве, а по воцарении Язида стал при нем визирем. Когда константинопольский император-иконоборец Лев III Исавр издал в 730 г. указ об уничтожении икон, Иоанн написал три трактата против иконоборчества и отправил их императору. Лев III Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе калифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором тот будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены калифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Преподобный уговорил калифа вернуть ему отрубленную руку и всю ночь в слезах молился в храме перед иконой Богородицы, прижимая к локтю отсеченную кисть, писавшую в защиту иконопочитания, и под конец заснул, увидев сне Богоматерь, обещавшую ему скорое исцеление. Пробудившись ото сна, преподобный Иоанн увидел, что его рука чудесным образом приросла к своему месту. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе руку, сделанную из серебра. Калиф, пораженный чудом, поверил в невиновность Иоанна и предложил ему вернуться на прежнюю должность, но тот попросил отпустить его в монастырь в окрестностях Иерусалима, куда он взял с собой и чудотворный образ. Впоследствии икона была передана в дар сербскому архиепископу Савве. По преданию, во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению самой Божией Матери. Они возложили образ на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хиландарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. В настоящее время она находится на месте игуменского трона. Местоположение иконы связано с еще одной легендой, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появилась на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и началось ее почитание как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря. И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, а иноки получают у нее благословение на все дела.
Икона Божией Матери «Троеручица» – главная святыня афонского монастыря Хиландар, увидеть которую стремятся паломники со всего мира. «Троеручица» издавна почиталась и в России, где существует немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Во многих русских списках сложилась традиция выписывать третью руку как бы принадлежащей Богоматери, а не отдельно, как на афонском оригинале, что в XVIII веке даже вызывало неодобрение Священного синода. Несмотря на противоречия в церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшую историю и различия в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».
Автор статьи: заведующая отделом византийской истории музея-заповедника Т. Ю. Яшаева
Подписи к изображениям:
1. Икона Божией Матери «Троеручица». Афон. Хиландарский монастырь.
2. Список иконы «Троеручица».
Икона Божией Матери «Троеручица» – главная святыня афонского монастыря Хиландар, увидеть которую стремятся паломники со всего мира. «Троеручица» издавна почиталась и в России, где существует немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Во многих русских списках сложилась традиция выписывать третью руку как бы принадлежащей Богоматери, а не отдельно, как на афонском оригинале, что в XVIII веке даже вызывало неодобрение Священного синода. Несмотря на противоречия в церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшую историю и различия в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».
Автор статьи: заведующая отделом византийской истории музея-заповедника Т. Ю. Яшаева
Подписи к изображениям:
1. Икона Божией Матери «Троеручица». Афон. Хиландарский монастырь.
2. Список иконы «Троеручица».