Все новости
22 октября – День чествования Корсунской иконы Богородицы
Одной из прославленных чудотворных икон византийского происхождения на Руси является «Корсунская» икона Божией Матери. По особенностям иконографии она принадлежит к типу «Елеуса», или «Умиление».
По преданию, икона была написана святым евангелистом Лукой. Появление ее на Руси связывают с походом на Корсунь и крещением князя Владимира Святославича. Из летописи известно, что, покидая Корсунь, князь Владимир взял себе «на благословение» мощи святых и церковную утварь, однако об иконе Богородицы древнейшие источники не сообщают. Празднование дня Корсунской иконы 9 (22) октября появилось лишь в поздних месяцесловах.
На Руси наименование «Корсунских» закрепилось за несколькими образами Богородицы. Одна из таких икон хранилась в Софийском соборе Великого Новгорода. Согласно вошедшему в летописи «Сказанию о видении софийского пономаря Аарона», перед Корсунским образом молились святые новгородские архиепископы. Новгородская икона, вероятно, принадлежала к типу «Одигитрии» («Путеводительницы»). В 1561 г. она была привезена в Москву царем Иваном Грозным и впоследствии хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Там же находились еще несколько византийских икон Богородицы, именовавшихся «Корсунскими». Сам термин в XVI в. применялся ко многим артефактам византийского происхождения, которые не всегда были связаны непосредственно с Херсоном-Корсунем. В XVII в. на Руси сформировался самостоятельный иконографический тип «Корсунских» богородичных икон, представляющих оплечное или погрудное изображение Богоматери с Младенцем.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А.А. Роменский.
По преданию, икона была написана святым евангелистом Лукой. Появление ее на Руси связывают с походом на Корсунь и крещением князя Владимира Святославича. Из летописи известно, что, покидая Корсунь, князь Владимир взял себе «на благословение» мощи святых и церковную утварь, однако об иконе Богородицы древнейшие источники не сообщают. Празднование дня Корсунской иконы 9 (22) октября появилось лишь в поздних месяцесловах.
На Руси наименование «Корсунских» закрепилось за несколькими образами Богородицы. Одна из таких икон хранилась в Софийском соборе Великого Новгорода. Согласно вошедшему в летописи «Сказанию о видении софийского пономаря Аарона», перед Корсунским образом молились святые новгородские архиепископы. Новгородская икона, вероятно, принадлежала к типу «Одигитрии» («Путеводительницы»). В 1561 г. она была привезена в Москву царем Иваном Грозным и впоследствии хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Там же находились еще несколько византийских икон Богородицы, именовавшихся «Корсунскими». Сам термин в XVI в. применялся ко многим артефактам византийского происхождения, которые не всегда были связаны непосредственно с Херсоном-Корсунем. В XVII в. на Руси сформировался самостоятельный иконографический тип «Корсунских» богородичных икон, представляющих оплечное или погрудное изображение Богоматери с Младенцем.
Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А.А. Роменский.