Все новости
21 апреля – Великий (Страстнόй) Четверг
#христианскийхерсонес
В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии, омыл ноги учеников и совершил моление о чаше в Гефсиманском саду; вечером того же дня случилось предательство Иуды.
Как сообщает Евангелие, накануне праздника Пасхи Христос с учениками – двенадцатью апостолами – собрались на праздничную трапезу. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», – сказал ученикам Господь. Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал омывать ноги ученикам Своим и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? Если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии.
Как сообщает Евангелие, Христос после трапезы с учениками пришёл для молитвы в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон. Войдя в Гефсиманский сад, Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я помолюсь». И, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, Он начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», – попросил Он их. Отойдя немного, Он упал на землю и молился: «Отче Мой! пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Вернувшись к апостолам, Он нашел их спящими и сказал Петру: «Симон! ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».
Отойдя в другой раз, Он продолжил молиться: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». И вновь Он, придя, находит учеников спящими – веки их отяжелели. Оставив их, Господь продолжил молитву. Ангел Божий, явившись Ему, укреплял Его, но от страданий и горячей молитвы Его пот как кровь капал на землю. Встав от молитвы, Иисус Христос подошел к Своим ученикам и сказал им: «Вы всё еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».
Выходя из Гефсиманского сада, они увидели приближающуюся толпу с фонарями и факелами. Это Иуда Искариот вел вверенный ему синедрионом отряд римских воинов, сторожей храма и слуг первосвященников. Подойдя к Христу, он поцеловал Его, тем самым указав, кого надо арестовать.
Вечером в Страстной Четверг во всех православных храмах совершается самая долгая служба в литургическом годовом цикле – «Двенадцать евангелий», иногда ее называют «Моление в Гефсимании». Все выходят на середину храма, точно в Елеонском саду. Читается двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну...»
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
1. Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век.
2. Иуда получает плату за предательство. Джотто. Фреска в капелле Скровеньи. 1304–1306 гг.
В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии, омыл ноги учеников и совершил моление о чаше в Гефсиманском саду; вечером того же дня случилось предательство Иуды.
Как сообщает Евангелие, накануне праздника Пасхи Христос с учениками – двенадцатью апостолами – собрались на праздничную трапезу. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», – сказал ученикам Господь. Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал омывать ноги ученикам Своим и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? Если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии.
Как сообщает Евангелие, Христос после трапезы с учениками пришёл для молитвы в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон. Войдя в Гефсиманский сад, Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я помолюсь». И, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, Он начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», – попросил Он их. Отойдя немного, Он упал на землю и молился: «Отче Мой! пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Вернувшись к апостолам, Он нашел их спящими и сказал Петру: «Симон! ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».
Отойдя в другой раз, Он продолжил молиться: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». И вновь Он, придя, находит учеников спящими – веки их отяжелели. Оставив их, Господь продолжил молитву. Ангел Божий, явившись Ему, укреплял Его, но от страданий и горячей молитвы Его пот как кровь капал на землю. Встав от молитвы, Иисус Христос подошел к Своим ученикам и сказал им: «Вы всё еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».
Выходя из Гефсиманского сада, они увидели приближающуюся толпу с фонарями и факелами. Это Иуда Искариот вел вверенный ему синедрионом отряд римских воинов, сторожей храма и слуг первосвященников. Подойдя к Христу, он поцеловал Его, тем самым указав, кого надо арестовать.
Вечером в Страстной Четверг во всех православных храмах совершается самая долгая служба в литургическом годовом цикле – «Двенадцать евангелий», иногда ее называют «Моление в Гефсимании». Все выходят на середину храма, точно в Елеонском саду. Читается двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну...»
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото:
1. Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век.
2. Иуда получает плату за предательство. Джотто. Фреска в капелле Скровеньи. 1304–1306 гг.