Все новости
2 апреля Православная Церковь чтит память святой мученицы Фотинии (Светланы) Самаряныни
Святая мученица Фотиния (Светлана) была родом из Самарии. Это та самая самарянка, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Согласно Евангелию, во время своей проповеди Иисус Христос проходил с учениками по землям Самарийским, мимо города Сихарь. Ученики отошли в город купить пищу, а Господь присел отдохнуть у колодца. Туда за водой пришла женщина с сосудами, и Он попросил у неё воды. Самарянка очень удивилась этому, так как их народ не общался с иудеями, хотя они имели одну веру. В ответ она услышала: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Самарянка поразилась этим словам, а в дальнейшей беседе Иисус открыл ей Своё предназначение – ведь самаряне, равно как и иудеи, ожидали пришествия Мессии. Также открыл Он ей всё её греховное прошлое: «…ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17). Услышав столь удивительные речи, самарянка Фотина оставила свои сосуды, побежала в город и стала призывать жителей выйти к колодцу, чтобы увидеть пришедшего Мессию. Многие послушались её призыва, вышли к Иисусу, слушали Его проповедь и уверовали в Него.
После такой судьбоносной встречи Фотиния полностью изменила свою жизнь, оставила греховные привычки и сделалась ревностной христианкой и проповедницей Слова Божия. После кончины апостолов Петра и Павла во время Неронова гонения (около 54 г. н. э.) она вместе с сыном Иосифом с успехом благовествовала в Карфагене. Другой ее сын, Виктор, после удачных сражений против варваров был назначен военачальником и послан императором в Галилею с приказом убивать христиан. Однако он вместо этого стал сам проповедовать веру Христову и поддерживал христиан. Виктору удалось обратить военачальника Севастиана и многих государственных чиновников. Узнав об этом, император приказал немедленно судить их всех. Святая Фотиния, как проповедница запрещённого Нероном учения – христианства, тоже предстала перед судом. Фотинию и её сподвижников подвергли страшным мучениям, но ничто не поколебало их веру, и вскоре они предали свой дух Господу, которого исповедали.
Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески — Фотиния, по-русски — Светланой, на кельтских языках — Фионой, на других западных языках — Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Как сказано в Житии, после судьбоносной встречи и благодатной беседы с Христом, самарянка сама стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещал тех, кто встречался с ней.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»
На фото: Икона Фотинии Самаряныни
После такой судьбоносной встречи Фотиния полностью изменила свою жизнь, оставила греховные привычки и сделалась ревностной христианкой и проповедницей Слова Божия. После кончины апостолов Петра и Павла во время Неронова гонения (около 54 г. н. э.) она вместе с сыном Иосифом с успехом благовествовала в Карфагене. Другой ее сын, Виктор, после удачных сражений против варваров был назначен военачальником и послан императором в Галилею с приказом убивать христиан. Однако он вместо этого стал сам проповедовать веру Христову и поддерживал христиан. Виктору удалось обратить военачальника Севастиана и многих государственных чиновников. Узнав об этом, император приказал немедленно судить их всех. Святая Фотиния, как проповедница запрещённого Нероном учения – христианства, тоже предстала перед судом. Фотинию и её сподвижников подвергли страшным мучениям, но ничто не поколебало их веру, и вскоре они предали свой дух Господу, которого исповедали.
Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески — Фотиния, по-русски — Светланой, на кельтских языках — Фионой, на других западных языках — Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Как сказано в Житии, после судьбоносной встречи и благодатной беседы с Христом, самарянка сама стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещал тех, кто встречался с ней.
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»
На фото: Икона Фотинии Самаряныни