Все новости

19 апреля – Великий Вторник

#христианскийхерсонес

События, которые Церковь вспоминает в этот день, описаны в Евангелии от Матфея, согласно которому во вторник последней недели своего земного служения Господь пришел в Иерусалимский храм, где учил народ. После проповеди в храме Он рассказал ученикам притчи о Втором пришествии, о десяти девах, о талантах. Вспоминая эти события и притчи Спасителя, Церковь каждый раз призывает христиан к духовному бодрствованию, нравственному совершенствованию, а также истинно христианскому употреблению тех даров (талантов), которыми Господь наградил каждого человека. Рассмотрим подробнее две притчи и скрытый в них глубокий духовно-нравственный смысл.

В притче о десяти девах описывается принятый в то время ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор, после чего начинался брачный пир. Те, кто опаздывал к встрече жениха, на пир не допускались. И вот однажды во время ожидания жениха у пятерых из десяти подруг невесты закончилось масло в светильниках, поскольку они неразумно не запаслись им. В это время должен был прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девушки с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но в это время двери брачного чертога закрываются, «неразумные девы» уже не могут туда попасть.

Притча о талантах повествует о правителе, который, отправляясь в чужую страну, раздает своим слугам таланты (серебряные монеты). Слуги пускают серебро в ход и возвращают хозяину его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одаривает первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.
Обе притчи касаются темы Второго Пришествия Христова и предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок. Церковь Христова — ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, — пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы — это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные — те, кто к Его приходу не готов, почему и оказываются вне чертога брачного.

Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин — это сам Господь Иисус Христос, а таланты — дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан. Митрополит Антоний Сурожский говорит по этому поводу так: «Каждому человеку Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы отнеслись к данному нам таланту. Но не для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым человеком. То, чего не хватило у недостойного раба, было мужество, была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать, чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость души он и был осужден».

Обличая фарисеев и книжников, Христос говорил людям о губительности лицемерия и лжи правителей. Первосвященники и старейшины искушали Его вопросами, хотели арестовать, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса как пророка, восхищался Его учением и внимательно Его слушал. Как сообщает Евангелие, фарисеи задали Христу провокационный вопрос: должны ли иудеи платить кесарю подать или нет. Лукавство вопроса заключалось в том, что если бы Он ответил «да», то фарисеи обвинили бы его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если «нет», то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто. Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было изображение императора (кесаря), и сказал свою знаменитую фразу: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу».

Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

На фото: Притча о десяти девах. Миниатюра из Евангелия из Россано. VI в.

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог