Все новости
11 апреля – Великий Вторник
События, которые Церковь вспоминает в этот день, описаны в Евангелии от Матфея, согласно которому во вторник последней недели своего земного служения Господь пришел в Иерусалимский храм, где учил народ. После проповеди в храме Он рассказал ученикам притчи о Втором пришествии, о десяти девах, о талантах. Вспоминая эти события и притчи Спасителя, Церковь каждый раз призывает христиан к духовному бодрствованию, нравственному совершенствованию, а также истинно христианскому употреблению тех даров (талантов), которыми Господь наградил каждого человека. Рассмотрим подробнее две притчи и скрытый в них глубокий духовно-нравственный смысл.
В притче о десяти девах описывается принятый в то время ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор, после чего начинался брачный пир. Те, кто опаздывал к встрече жениха, на пир не допускались. И вот однажды во время ожидания жениха у пятерых из десяти подруг невесты закончилось масло в светильниках, поскольку они неразумно не запаслись им. В это время должен был прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девушки с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но в это время двери брачного чертога закрываются, «неразумные девы» уже не могут туда попасть.
Притча о талантах повествует о правителе, который, отправляясь в чужую страну, раздает своим слугам таланты (серебряные монеты). Слуги пускают серебро в ход и возвращают хозяину его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одаривает первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.
Обе притчи касаются темы Второго Пришествия Христова и предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок. Церковь Христова — ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, — пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы — это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные — те, кто к Его приходу не готов, почему и оказываются вне чертога брачного.
Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин — это сам Господь Иисус Христос, а таланты — дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан. Митрополит Антоний Сурожский говорит по этому поводу так: «Каждому человеку Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы отнеслись к данному нам таланту. Но не для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым человеком. То, чего не хватило у недостойного раба, было мужество, была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать, чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость души он и был осужден».
Обличая фарисеев и книжников, Христос говорил людям о губительности лицемерия и лжи правителей. Первосвященники и старейшины искушали Его вопросами, хотели арестовать, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса как пророка, восхищался Его учением и внимательно Его слушал. Как сообщает Евангелие, фарисеи задали Христу провокационный вопрос: должны ли иудеи платить кесарю подать или нет. Лукавство вопроса заключалось в том, что если бы Он ответил «да», то фарисеи обвинили бы его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если «нет», то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто. Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было изображение императора (кесаря), и сказал свою знаменитую фразу: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу».
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото: Притча о десяти девах. Миниатюра из Евангелия из Россано. VI в.
В притче о десяти девах описывается принятый в то время ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор, после чего начинался брачный пир. Те, кто опаздывал к встрече жениха, на пир не допускались. И вот однажды во время ожидания жениха у пятерых из десяти подруг невесты закончилось масло в светильниках, поскольку они неразумно не запаслись им. В это время должен был прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девушки с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но в это время двери брачного чертога закрываются, «неразумные девы» уже не могут туда попасть.
Притча о талантах повествует о правителе, который, отправляясь в чужую страну, раздает своим слугам таланты (серебряные монеты). Слуги пускают серебро в ход и возвращают хозяину его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одаривает первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.
Обе притчи касаются темы Второго Пришествия Христова и предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок. Церковь Христова — ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, — пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы — это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные — те, кто к Его приходу не готов, почему и оказываются вне чертога брачного.
Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин — это сам Господь Иисус Христос, а таланты — дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан. Митрополит Антоний Сурожский говорит по этому поводу так: «Каждому человеку Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы отнеслись к данному нам таланту. Но не для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым человеком. То, чего не хватило у недостойного раба, было мужество, была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать, чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость души он и был осужден».
Обличая фарисеев и книжников, Христос говорил людям о губительности лицемерия и лжи правителей. Первосвященники и старейшины искушали Его вопросами, хотели арестовать, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса как пророка, восхищался Его учением и внимательно Его слушал. Как сообщает Евангелие, фарисеи задали Христу провокационный вопрос: должны ли иудеи платить кесарю подать или нет. Лукавство вопроса заключалось в том, что если бы Он ответил «да», то фарисеи обвинили бы его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если «нет», то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто. Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было изображение императора (кесаря), и сказал свою знаменитую фразу: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу».
Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
На фото: Притча о десяти девах. Миниатюра из Евангелия из Россано. VI в.