Все статьи

О ключах и замках в Херсонесе

Первая довольно подробная публикация о находках ключей и замков в Херсонесе – это статья Н.И. Третского «О древнихъ херсонесскихъ замкахъ и ключахъ» вышедшая в «Известиях Императорской археологической комиссии», № 42 за 1911 год.

Необходимость особых мер по сбережению своего имущества возникла на заре цивилизации, когда усилилось имущественное расслоение общества. Одним из выражений такой потребности стало появление замкóв. Самый ранний из известных замков-запоров известен по материалам эпохи бронзы (II тыс. до н.э.) Междуречья и Египта. Такое устройство представляло собой дощечку с зубцами, вставляемую в паз замка и нажатием освобождавшую деревянные запорные колышки, державшие засов.

Более привычные нам замки с бородковым ключом появились в Древнем Риме и получили широкое распространение в Византийской империи. Особо популярными стали замки, отпираемые ключами в форме перстня. В массовых захоронениях, явившихся следствием какого-то «морового поветрия» Х в. и совершенных в склепах римского времени на территории юго-западного участка некрополя Херсонеса (исследования А.А. Филиппенко 2010–2012 гг.), среди очень скудного погребального инвентаря, сопровождавшего погребения, частыми были как раз такие бронзовые перстни-ключи. Отпирались ключами данного типа замки сундуков и ларцов, в которых традиционно хранились наиболее ценные вещи горожан, такие как одежда, обувь, ткани, дорогая посуда и пр.

Стоит заметить, что в целом количество движимого имущества рядового горожанина как в античное время, так и в средние века было по нашим меркам очень невелико. Даже самая небогатая современная семья, если сравнивать ее по номенклатуре вещей с античным или средневековым домохозяйством, будет выглядеть на порядок богаче. Перстень-ключ на пальце владельца служил и показателем социального статуса. Такой атрибут говорил о наличии у носителя определенного количества ценного имущества, хранившегося под замком. Однако подобный способ ношения ключа имел и чисто практический смысл. Так было труднее его потерять: карманы еще не вошли в употребление, веревочка или ремешок могли перегнить, перетереться (синтетики еще не было!).

Другим типом замка, имевшим наибольшее распространение в средневековом Херсоне (так византийцы называли Херсонес), были навесные замки с пружинным ригелем. В таком замке две пружинные пластины закреплялись под небольшим углом на стержне, соединенном с дужкой замка. Эти пружины в разведенном состоянии служили упором, не позволявшим вытянуть ригель из замка. Открывался замок вильчатым ключом, продвигавшимся вдоль ригеля. Зубцы ключа при продвижении сжимали пружинные пластины вместе и освобождали ригель и соединенную с ним дужку замка.

Классические ключи с фигурной бородкой на штоке были более крупными и применялись в более мощных, обычно накладных или врезных, в том числе дверных, замках. Будучи относительно дорогими, такие замки использовались более состоятельными горожанами или государственными службами. В материалах раскопок они встречаются заметно реже.

Автор: Ступко М.В., научный сотрудник отдела музеефикации памятников археологии.

Фото

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации